Юриспруденция » Меры пресечения, применяемые по судебному решению » Теоретические и практические проблемы применения домашнего ареста

Теоретические и практические проблемы применения домашнего ареста

Страница 3

Можно сделать вывод, что домашний арест в системе мер пресечения занимает особое место. С одной стороны, он существенно ограничивает конституционные права подозреваемого, обвиняемого, на что указывает исключительность судебного решения при избрании данной меры; ограничение свободы передвижения, которое уступает лишь заключению под стражу; установление запретов; применение к обвиняемому домашнего ареста за более тяжкие преступления, чем остальные меры пресечения (исключение составляет заключение под стражу). С другой стороны, домашний арест есть гуманная мера, позволяющая содержать подозреваемого, обвиняемого в условиях «мягкой» изоляции, что дает возможность последним наиболее полно реализовать свои права на досудебном производстве. Специфическая цель домашнего ареста – обеспечение надлежащего поведения подозреваемого и обвиняемого с оставлением их в условиях «мягкой» изоляции, т.е. с сохранением права проживать в собственном жилище, с применением определенных запретов.

Так основаниями для применения мер пресечения П.М. Давыдов называет фактические данные, указывающие на совершение преступления данным лицом, и данные, устанавливающие возможность уклонения его от следствия и суда и отбытия наказания, а также совершение им других противозаконных действий, препятствующих установлению истины.

Так же Ю.Г. Овчинников, опираясь на исследование О.И. Цоколовой «Основания применения мер пресечения необходимо пересмотреть», приходит к выводу, что основания для избрания меры пресечения, позволяющие дознавателю, следователю, прокурору и суду полагать, что обвиняемый (подозреваемый) совершит действия, перечисленные в статье 97 УПК РФ, - правильнее было бы назвать целями применения меры пресечения. Автор предлагает следующий набор целей обеспечения надлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого):

1)неуклонение от органа дознания, предварительного следствия и суда;

2)предупреждение преступной деятельности;

3)предотвращение воздействия обвиняемого на свидетелей и других участников уголовного судопроизводства;

4)предотвращение уничтожения доказательств или иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу; 5)обеспечение исполнения приговора.

Основанием для применения мер пресечения Ю.Г. Овчинников полагает установить следующее - при наличии достаточных доказательств о совершении обвиняемым действий, названных целями, дознаватель, следователь, прокурор, а также суд в пределах предоставленных им полномочий вправе избрать обвиняемому одну из мер пресечения.

Категория оснований для избрания меры пресечения более точно отражает порядок и направленность действий, которые совершают дознаватель, следователь, прокурор и суд при избрании меры пресечения в отношении обвиняемого (подозреваемого). Соответственно при наличии у следователя достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от предварительного следствия, целью избрания следователем меры пресечения будет недопущение такой возможности.

Следует выделить как общие для всех мер пресечения основания, избрания, так и специальные, позволяющие применить к конкретному обвиняемому (подозреваемому) в качестве меры пресечения домашний арест. Данное деление на общие и специальные основания применения мер пресечения положил в основу своей классификации Г.В. Дроздов. К общим основаниям он относит фактические данные, позволяющие обвинить определенное лицо в совершении преступления, т.е. достаточные доказательства, подтверждающие сам факт преступного деяния и совершения его определенным лицом. При наличии достаточных доказательств, изобличающих лицо в совершении преступления, оно может быть привлечено в качестве обвиняемого, о чем выносится соответствующее постановление. К специальным основаниям он относит фактические данные, свидетельствующие о том, что обвиняемый совершит действия, предусмотренные (ст. 97 УПК РФ).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по теме:

Понятие и общая характеристика органов исполнительной власти
Среди субъектов административного права органы исполнительной власти занимают особое место. Это самая многочисленная из числа организаций группа субъектов административного права. Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступ ...

Сущность, цели и задачи прокурорского надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях
Прокурорский надзор занимает одно из центральных мест в государстве, конституция которого провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Стоит отметить, что в основном законе страны нет полноценной главы, посвященной такой системе как органы прокуратуры. Лишь статья 129 ...

Законодательные основы административной ответственности
Законодательную основу для принятия актов, которые регулируют вопросы установления административной ответственности, составляет Конституция Республики Беларусь, имеющая наивысшую юридическую силу. Законы и другие нормативные правовые акты принимаются на основе Конституции Республики Беларусь и долж ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru