Г. Еллинек в работе «Общее учение о государстве» помимо правовых теорий выделяет, так называемые, неправовые теории обоснования государства. Он определяет их как религиозную, этическую, психологическую и физическую точки зрения, объясняющие необходимость существования государства. Эти учения я рассмотрю менее подробно, так как тема работы определяет для изучения в основном правовые теории.
Теологическая теория. Представителями данной теории были Ф. Аквинский, И. Златоуст, Ж. Маритен и др. Смысл теории заключается в том, что государство существует в силу Божественного установления, и всякий, согласно Божественной воле, обязан признавать его и подчиняться его порядку. Христианство же представляло государство как возмездие за грехи. Это земное государство – установление не Божественное, а дьявольское. Только для государства, посвящающего себя служению царству Божию, возможно относительное оправдание. Только под защитой церкви государство может смыть пятно своего происхождения. Наиболее известное выражение это учение получило в знаменитой теории двух мечей, по которой для защиты Христианства даны Богом два меча – церковный и мирской. «Первым борется церковь, вторым – должно бороться за нее государство», – утверждал Бонифаций VIII (папа римский в конце XIII в.).
Итак, теологическая теория была обусловлена религиозным сознанием людей, доминировавшим в те времена, а также достигнутым уровнем знаний об обществе и закономерностях его развития. Она имела большое положительное значение: позволяла упорядочить общественные отношения. Однако данная теория ненаучна, поскольку нельзя доказать то, что ею провозглашается, так же как нельзя этого и опровергнуть.
Этическая теория. Этическая теория напрямую связана с теологической, потому что стремление выяснить этическую необходимость государства и обосновать его для индивида вытекает из его духовного мировосприятия. Попытки этического обоснования государства встречаются уже в древности. Для античной философии жизнь, достойная человека, не мыслима вне государства. У Платона и Аристотеля человек лишь в государственно упорядоченном общении становится человеком в полном смысле этого слова, так как только в таком общении может проявиться природа человека во всей разносторонности. В новейшей естественно-правовой теории также упоминается этический аспект государства. Так Гоббс пишет, что совпадающий с моральным законом основной естественный закон является именно тем законом, который предписывает нам искать мира, а прочный мир можно найти только в государстве. По К. Вольф необходимость установления государства вытекает из высшей моральной обязанности к самосовершенствованию. Фихте признает абсолютной моральной обязанностью объединение с другими в государстве, добровольную реализацию разумного государства. В свою очередь Гегель определяет государство как осуществление моральной идеи.
Таким образом, этическая теория рассматривает государство в виде воплощения моральной объективной идеи, всеобщего нравственного закона. Однако невозможно обосновать государство только с нравственной точки зрения, с точки зрения этики. Эта теория, на мой взгляд, должна быть дополнена либо может изучаться в совокупности с другими теориями обоснования государства.
Психологическая теория. Психологическая теория обосновывает государство через психические состояния человека, через его деятельность. Жизнь государства проявляется всегда в действиях человека, следовательно, государство есть психологическая необходимость. Родоначальником этого учения является Аристотель. Психологическая теория находится в тесной связи с другими теориями, например, естественно-правовой (договорной), поскольку последняя признает движущей силой в процессе образования государства определенные человеческие душевные движения (влечение к общению, стремление быть полезным, страх). В новейшее время психологическая теория выступает в связи с этической. Однако некоторые историки и философы имеют в виду чисто психологическое обоснование государства из обусловленного организацией человека исторически необходимого факта его существования. Человеку присуща склонность к государству. Государство всегда было и остается исторической категорией. Один из представителей психологической теории нового времени – российский ученый Л. И. Петражицкий. Он говорит, что государственная и вообще общественная власть есть не воля и не сила, вообще не нечто реальное, а эмоциональная проекция, эмоциональная фантазма; а именно, она означает особый вид приписываемых известным лицам прав.
Субъективный критерий выявления аффилированных лиц
В ч. 2 ст. 56 Закона Республики Беларусь "О хозяйственных обществах" в редакции Закона от 10.01.2006 № 100-З (далее - Закон) белорусский законодатель прямо поименовал 10 категорий лиц, которые являются аффилированными лицами хозяйственного общества (субъективный критерий определения аффил ...
Участие работников в управлении организацией
Участие работников, их представителей в управлении организацией закреплено в ст. 52 ТК РФ. Такое взаимодействие работников и (или) их представителей с работодателем возможно только на уровне организации. Основными формами участия работников в управлении организацией являются: учет мнения представит ...
Соотношение понятий «брак» и «семья»
«Семья» и «Брак» – это разные понятия, но между ним существует тесная связь: брак способствует построению более уравновешенных отношений между супругами. Брак – это институт, допускающий мужчин и женщин к семейной жизни, союз, который порождает между супругами юридические права и обязанности. Это к ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.