В свою очередь А.И. Сергеев полагает, что «наличия доказательств, изобличающих лицо в совершении преступления, еще недостаточно для принятия решения об избрании меры пресечения». По мнению Ю.Д. Лившица, «привлечение лица в качестве обвиняемого и предъявление ему обвинения… сами по себе еще не являются основаниями для принятия мер пресечения».
В.А. Михайлов наряду с другими общими основаниями выделяет такое: установление лица, в отношении которого в предусмотренной законом форме вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого.
Степень доказанности обвинения на момент применения меры, а также тяжесть совершенного деяния следует отнести к специальным основаниям применения мер пресечения.
В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009 N 22 «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста», так дознаватель, следователь, прокурор, а также суд приходят к выводу, что необходимо избрать одну из мер пресечения, при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый (подозреваемый):
1) скроется от дознания, предварительного следствия или суда. Избрание меры пресечения по мотивам, что обвиняемый может скрыться от дознания, следствия или суда, имеет место в случае, когда обвиняемый после совершения преступления скрывался, когда у обвиняемого нет определенного места жительства и занятий, в случае поступления данных, что обвиняемый готовится к побегу. На возможность уклонения обвиняемого от дознания указывает характер преступления, тяжесть наказания, грозящего обвиняемому за совершенные преступления;
2) может продолжать заниматься преступной деятельностью. Избрание меры пресечения в целях воспрепятствования обвиняемому продолжать преступную деятельность имеет место в тех случаях, когда характер совершенного преступления (систематическое хищение), наличие преступных связей и иные обстоятельства указывают на возможность совершения обвиняемым нового преступления;
3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства;
4) может уничтожить доказательства;
5) иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу;
6) а также для обеспечения исполнения приговора. По мотивам обеспечения исполнения приговора меры пресечения применяются в тех случаях, когда имеются основания полагать, что осужденный до вступления приговора в законную силу может скрыться или отлучиться на длительное время и тем самым затруднить его исполнение.
Для применения меры пресечения требуется, чтобы в уголовном деле имелась либо совокупность всех обстоятельств, перечисленных в четырех указанных пунктах, установленных с помощью достоверных фактических данных (доказательствах), либо совокупность первых двух и любого из тех, которые названы в третьем или четвертом пунктах.
Особенные основания применения мер пресечения предусмотрены в тех статьях, которые посвящены конкретным видам мер пресечения.
Следует также учитывать ч.2 ст.107 УПК РФ, в которой прямо закреплено, что домашний арест избирается в качестве меры пресечения при наличии оснований, которые установлены в ст. 108 УПК.
Главным основанием для применения к обвиняемому (подозреваемому) заключения под стражу правоприменители считают подозрение или обвинение лица в совершении преступления, за которое уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет (в исключительных случаях - в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из оснований, указанных в ч. 1 ст. 108 УПК РФ).
Законодатель четко дает понять правоприменителю, что при наличии одних и тех же оснований у него есть возможность избрать в качестве меры пресечения либо домашний арест, либо заключение под стражу. К тому же порядок их избрания идентичен. Домашний арест избирается в качестве меры пресечения (при наличии первого основания) с учетом возраста, состояния здоровья, семейного положения и других обстоятельств (ч.2 ст.107 УПК РФ).
Судебный пристав – исполнитель
Принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов. Непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов и актов других органов возлагается на судебных приставов-исполнителей, объединенных в районные, межрай ...
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Принципы их
организации и деятельности
Понятием системы исполнительных органов власти или органов государственного управления как составной структурной части механизма государства, вместе с федеральным Правительством и другими федеральными органами исполнительной власти, охватываются и исполнительные органы власти в субъектах Российс ...
Общая характеристика органов исполнительной власти
субъектов РФ
В соответствии с ч. 1 ст. 77 Конституции РФ система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.