Важным шагом в развитии демократии в Казахстане, по словам Башимова М, стало учреждение в 2002 году должности уполномоченного по правам человека. И сейчас, осознав значение омбудсмена, все чаще и чаще поднимается вопрос о необходимости усиления его функций и полномочий. К примеру, есть предложение ввести такую систему, при которой бы уполномоченный назначался Парламентом.
В некоторых странах мира омбудсмен приравнивается к должности председателя или членов конституционного суда, председателя или судей верховного суда и так далее. В нашей же стране его статус намного ниже. И такое положение, на мой взгляд, нужно менять. Ведь уполномоченный должен обладать очень большими правами, поскольку призван давать рекомендации должностным лицам Правительства, а также в пределах своей компетенции принимать меры по восстановлению нарушенных прав и свобод.
Во многих государствах омбудсмены обладают неприкосновенностью в течение всего срока полномочий. Их нельзя задержать, они не могут преследоваться за действия, которые совершают при исполнении должностных обязанностей. К сожалению, в казахстанском положении такой нормы нет, и это, несомненно, отрицательно сказывается на эффективности его деятельности. То же самое можно сказать и о заниженных требованиях к самой кандидатуре омбудсмена: этот человек, на мой взгляд, должен не просто иметь юридическое образование, но и очень высокую квалификацию, обладать ученой степенью.
Почти во всех странах мира омбудсмен сам утверждает структуру и штатное расписание своего рабочего аппарата, положение о нем и его структурных подразделениях. Это положение особо важно, если мы ведем речь о действительной независимости уполномоченного по правам человека.
Омбудсмен должен иметь право обращаться в суд, правоохранительные органы за защитой нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Причем при обращении в судебные органы он должен освобождаться от уплаты государственной пошлины. Анализируя деятельность уполномоченного по правам человека в других странах, следует согласиться и с тем, что по случаям серьезного или массового нарушения прав и свобод граждан ему должно быть предоставлено право выступать на сессиях Парламента, обращаться в высший орган законодательной власти по вопросам организации специальных комиссий из состава депутатов для рассмотрения фактов нарушений.
По положению омбудсмен ежегодно представляет на рассмотрение Президенту страны отчет о состоянии прав и свобод человека и гражданина в Казахстане и своей деятельности. Законодатель, на мой взгляд, должен четче определить содержание и процедуру, последствия представления отчета, а также закрепить обязательность публикации данного документа в официальных средствах массовой информации. Для повышения эффективности работы омбудсмена положение можно дополнить еще одной важной нормой, касающейся его взаимодействия со средствами массовой информации в плане установления тесных контактов и оказания с их стороны помощи уполномоченному в осуществлении тем своих обязанностей.
В ежегодных отчетных докладах омбудсменов СНГ называются органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, которые нарушали права и свободы человека, не считались с рекомендациями омбудсмена о мерах по восстановлению этих прав. Это должно отражаться и у нас. В закон об уполномоченном необходимо внести также норму, в соответствии с которой невыполнение обязанностей, установленных законом, а также создание в любой форме препятствий для деятельности омбудсмена караются законом и отражаются в его ежегодном отчете, становясь предметом особого обсуждения в Парламенте. Еще один аспект касается необходимости законодательного закрепления положения, обязывающего Правительство изучать и устранять отмеченные в докладе нарушения прав человека, сообщать о результатах омбудсмену.
Срок аренды
Как уже отмечалось, срок владения и пользования арендатором сданным в наем имуществом всегда признавался существенным условием договора аренды. ГК, в свою очередь предусматривает, что договор аренды заключается на срок. Определенный договором, однако допускает заключение договора и без указания в н ...
Предпосылки
усиления роли юрисконсультов
После экономического кризиса 1970-х годов корпорации были вынуждены пойти на существенное сокращение издержек. Одной из значительных статей расходов была трата на юридическое обслуживание со стороны адвокатских контор, причем цены на их услуги постоянно росли. Выход напрашивался сам собой: необходи ...
Уголовная ответственность за кражу чужого имущества
В системе имущественных преступлений по российскому уголовному законодательству кража традиционно занимает первое место, хотя и не является самым опасным среди них. Наиболее существенно то, что кража всегда рассматривалась как основная, «типовая», форма завладения чужим имуществом. Признаки иных фо ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.