Юриспруденция » Конституционное регулирование прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан » Омбудсмен как институт защиты прав и свобод человека

Омбудсмен как институт защиты прав и свобод человека

Страница 2

Кроме того, уполномоченные по правам человека могут различаться по объему своих полномочий. Чаще всего они действуют в масштабе страны и охватывают своей компетенцией все конституционные права и свободы личности. Вместе с тем, иногда их полномочия распространяются на определенную сферу жизни. Например, в Германии существует уполномоченный бундестага по вопросам обороны. Он защищает права граждан, связанные с исполнением воинской обязанности и вопросами освобождения от нее. В частности, к его содействию обычно обращаются немцы, не желающие брать в руки оружие по соображениям религии или морали. Проблемы, выходящие за пределы военной службы, германского уполномоченного не касаются.

В Канаде имеются уполномоченные по национальным языкам, по информации, по обеспечению прав заключенных. Иногда компетенция уполномоченного распространяется только на определенные административно - территориальные единицы страны. Например, в Австралии, Индии и Италии есть омбудсмены по отдельным штатам (областям).

Существуют в зарубежной практике и такие органы, которых конституционно-правовая теория определяет как "квазиомбудсменов". Так, например, квалифицируется постоянная следственная комиссия в Танзании, выполняющая функции "коллективного омбудсмена", но лишь по отношению к определенному кругу лиц: высокопоставленным служащим госаппарата и только по ряду аспектов их поведения. Вряд ли можно отнести к настоящим омбудсменам "президентский комитет по административному исполнению и эффективности", существующий на Филиппинах, а также многочисленных университетских омбудсменов в США. Филиппинская структура весьма зависима от главы государства. Кроме того, ее полномочия далеко выходят за пределы вопроса прав и свобод граждан. Университетские же омбудсмены являются общественниками и не обладают той компетенцией и статусом, которые присущи специальной государственной службе.

Быстрое и широкое распространение в зарубежных странах специальных служб по правам человека объясняется рядом причин. Во-первых, ростом популярности в последние десятилетия концепции естественных прав человека и необходимостью изыскания эффективных механизмов их защиты. Во-вторых, независимым положением института уполномоченных по правам человека в системе государственных органов большинства стран, что позволяет ему успешно лоббировать интересы простых людей. В-третьих, открытостью и доступностью данного института, отсутствием в его работе формализованных процедур разбирательства жалоб и обращений. И, наконец, немаловажным фактором является бесплатность помощи гражданам.

Особое положение уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в системе государственных органов конкретной страны обычно закрепляется в конституции, которая регламентирует цели и задачи данного института, основные принципы взаимоотношений с другими органами, а также порядок его формирования. Кроме того, конституции нередко закрепляют права личности на обращение за защитой своих прав и свобод к уполномоченным. Например, Конституция Польши указанным вопросам посвящает пять статей, в которых, в частности, сказано, что уполномоченный по гражданским правам стоит на страже свобод и прав человека и гражданина, определенных конституцией и иными нормативными актами, что уполномоченный независим в своей деятельности и отвечает только перед Сенатом в соответствии с принципами, определенными в законе. Сфера и порядок деятельности польского уполномоченного по гражданским правам определяются законом.

Уполномоченные по правам человека (единоличные или коллегиальные), Как правило, назначаются парламентами, поскольку главным объектом их контроля является исполнительная власть. Хотя в зарубежной практике имеются немногочисленные примеры назначения уполномоченных (омбудсменов) главами государств или правительствами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Общая дисциплинарная ответственность: понятие, субъекты, виды взысканий
Общая дисциплинарная ответственность регулируется ТК Российской Федерации и распространяется на всех работников, кроме тех, для кого специальными нормативными актами введена специальная дисциплинарная ответственность: федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине, действующими на желез ...

Вступление в силу
Заключительная стадия законодательного процесса — санкционирование, промульгация и опубликование (обнародование) принятого закона. Назначение этой стадии состоит в доведении до сведения населения информации о содержании принятого закона. В парламентарных федеративных государствах Западной Европы яв ...

Информационные технологии в юридической деятельности
Юридическая профессиональная деятельность в современных условиях жизни тесно связана с поиском, обработкой и использованием правовой информации. Правовая информация на печатных носителях, юридическая литература научного и практического значения, по-прежнему, остаются в использовании юристов в качес ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru