Юриспруденция » Конституционное регулирование прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан » Омбудсмен как институт защиты прав и свобод человека

Омбудсмен как институт защиты прав и свобод человека

Страница 2

Кроме того, уполномоченные по правам человека могут различаться по объему своих полномочий. Чаще всего они действуют в масштабе страны и охватывают своей компетенцией все конституционные права и свободы личности. Вместе с тем, иногда их полномочия распространяются на определенную сферу жизни. Например, в Германии существует уполномоченный бундестага по вопросам обороны. Он защищает права граждан, связанные с исполнением воинской обязанности и вопросами освобождения от нее. В частности, к его содействию обычно обращаются немцы, не желающие брать в руки оружие по соображениям религии или морали. Проблемы, выходящие за пределы военной службы, германского уполномоченного не касаются.

В Канаде имеются уполномоченные по национальным языкам, по информации, по обеспечению прав заключенных. Иногда компетенция уполномоченного распространяется только на определенные административно - территориальные единицы страны. Например, в Австралии, Индии и Италии есть омбудсмены по отдельным штатам (областям).

Существуют в зарубежной практике и такие органы, которых конституционно-правовая теория определяет как "квазиомбудсменов". Так, например, квалифицируется постоянная следственная комиссия в Танзании, выполняющая функции "коллективного омбудсмена", но лишь по отношению к определенному кругу лиц: высокопоставленным служащим госаппарата и только по ряду аспектов их поведения. Вряд ли можно отнести к настоящим омбудсменам "президентский комитет по административному исполнению и эффективности", существующий на Филиппинах, а также многочисленных университетских омбудсменов в США. Филиппинская структура весьма зависима от главы государства. Кроме того, ее полномочия далеко выходят за пределы вопроса прав и свобод граждан. Университетские же омбудсмены являются общественниками и не обладают той компетенцией и статусом, которые присущи специальной государственной службе.

Быстрое и широкое распространение в зарубежных странах специальных служб по правам человека объясняется рядом причин. Во-первых, ростом популярности в последние десятилетия концепции естественных прав человека и необходимостью изыскания эффективных механизмов их защиты. Во-вторых, независимым положением института уполномоченных по правам человека в системе государственных органов большинства стран, что позволяет ему успешно лоббировать интересы простых людей. В-третьих, открытостью и доступностью данного института, отсутствием в его работе формализованных процедур разбирательства жалоб и обращений. И, наконец, немаловажным фактором является бесплатность помощи гражданам.

Особое положение уполномоченного по правам человека (омбудсмена) в системе государственных органов конкретной страны обычно закрепляется в конституции, которая регламентирует цели и задачи данного института, основные принципы взаимоотношений с другими органами, а также порядок его формирования. Кроме того, конституции нередко закрепляют права личности на обращение за защитой своих прав и свобод к уполномоченным. Например, Конституция Польши указанным вопросам посвящает пять статей, в которых, в частности, сказано, что уполномоченный по гражданским правам стоит на страже свобод и прав человека и гражданина, определенных конституцией и иными нормативными актами, что уполномоченный независим в своей деятельности и отвечает только перед Сенатом в соответствии с принципами, определенными в законе. Сфера и порядок деятельности польского уполномоченного по гражданским правам определяются законом.

Уполномоченные по правам человека (единоличные или коллегиальные), Как правило, назначаются парламентами, поскольку главным объектом их контроля является исполнительная власть. Хотя в зарубежной практике имеются немногочисленные примеры назначения уполномоченных (омбудсменов) главами государств или правительствами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Отличие очной ставки от других следственных мероприятий
Очная ставка – это одновременный допрос двоих, ранее уже допрошенных, лиц с целью устранения возникших существенных противоречий в их показаниях по одному и тому же вопросу, имеющему значение по уголовному делу. Отсюда следует, что для проведения такого следственного действия, как очная ставка необ ...

Теория злоупотребления правом в российском законодательстве
В процессе исследования правовых категорий не обойтись без сопоставления с опытом других стран. Близость глобального менталитета Казахстана и России, помимо таких факторов, как географическая близость, многонациональный состав населения, будет диктоваться масштабом и менталитетом, свойственными тер ...

Понятие, функции и роль судебной власти
Современная российская государственность, восприняв мировой опыт развития общественных отношений, пошла по пути организации и функционирования государственной власти на основе принципа разделения властей как общепризнанного постулата построения правового демократического государства. Об этом свидет ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru