Юриспруденция » Конституционное регулирование прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан » Омбудсмен как институт защиты прав и свобод человека

Омбудсмен как институт защиты прав и свобод человека

Страница 1

Для защиты прав и свобод человека и гражданина в различных странах учреждают институт омбудсмена. Приоритет в формировании подобного института принадлежит Швеции, где должность омбудсмена была учреждена в начале XIX в. (в 1809 г.). Причем прообразом института омбудсмена считается специальный королевский уполномоченный XIII в., защищавший перед монархом права и интересы подданных.

Зародившись более ста лет назад в Швеции, институт омбудсмена стал функционировать во многих странах Европы, Азии, Америки и Австралии. Человечество, особенно после Второй мировой войны, убедилось в неразрывной взаимосвязанности проблем поддержания международной безопасности и соблюдения основных прав и свобод человека. В связи с этим стали возникать разнообразные правозащитные институты, в том числе и институт омбудсмена. Маастрихтский договор 1992 года ввел его в структуру органов Европейского Союза, а Совет Европы учредил должность Комиссара по правам человека. После обнародования в 1991 году Парижских принципов, регламентирующих процессы формирования национальных учреждений по правам человека, институты омбудсмена появились в шести странах Восточной Европы, в семи странах СНГ. Так, в Литве он создан в 1992 году, в Грузии, Узбекистане и Латвии - в 1996, в России и Украине - в 1997 году. Институты уполномоченных по правам человека под разными названиями введены уже в 90 странах мира. В одних их стали называть институтами омбудсмена, в других - уполномоченного по правам человека, в третьих - народного защитника, в четвертых - главного контролера и т.д.

Термин "омбудсмен" имеет древнегерманское происхождение. У германских племен так именовалось лицо, собиравшее виру (денежный штраф) за убийство. Не случайно омбудсменами в Швеции называют любых лиц, уполномоченных представлять чужие интересы — индивидов или юридических лиц.

Однако в конституционно - правовом смысле термин "омбудсмен" означает специальное должностное лицо, особый государственный институт, призванный контролировать деятельность органов власти во взаимоотношениях с гражданами, не допускать и устранять нарушения их прав и свобод. Поэтому в западной публицистике омбудсмена образно называют "сторожем сторожей".

Несмотря на различия в названии, предназначение данного института одно - защищать права человека от произвола и злоупотребления властью со стороны чиновников. Он как бы выполняет роль буфера между властью и обществом, смягчая и ограждая их от взаимных неоправданных и несправедливых действий, целью которого является выражение воли народа относительно соблюдения прав человека. Именно посредническая функция - наиболее привлекательная особенность данного института. С одной стороны, Уполномоченный находится на службе защиты прав и интересов граждан перед исполнительными органами как аппаратом власти, а с другой - он должен разъяснять этим гражданам необходимые для их же интересов административные действия власти, способствуя росту доверия между гражданином и государством.

Таким образом, омбудсмен или же уполномоченный по правам человека - должностное лицо, осуществляющее наблюдение за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, наделенное в пределах своей компетенции полномочиями принимать меры по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина.

В нашей республике организация деятельности Уполномоченного (омбудсмена) обеспечивается Национальным Центром по правам человека, который является государственным учреждением, имеет печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Казахстан и своим наименованием на государственном языке, а также соответствующие счета в банковских учреждениях. Деятельность Национального Центра осуществляется на основании Положения о Национальном Центре по правам человека, утверждаемого Президентом Республики Казахстан по представлению Уполномоченного. Целью этого центра является осуществление информационно-аналитического, организационно-правового и иного обеспечения деятельности Уполномоченного.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Постановление приговора по делам частного обвинения
Обязательным итогом каждого судебного разбирательства по уголовному делу является решение мирового судьи в форме постановления о прекращении уголовного дела или в форме приговора. Цель уголовного процесса – установить истину. Приговор представляет собой решение суда по конкретному юридическому делу ...

Единое царство Израиля и Иуды
Самуил, несмотря на одержанную под его предводительством победу [7, гл. 7], воином не был. Перед лицом возрастающей угрозы со стороны филистимлян Израиль нуждался в человеке осуществляющем единую военную стратегию и олицетворяющем централизованную власть, – Израиль нуждался в царе. Им стал Саул. (Ц ...

Специальные виды освобождения от уголовной ответственности
Под специальными видами освобождения от уголовной ответственности подразумеваются те виды, которые указаны непосредственно в статьях Особенной части УК Украины. Перечень этих статей указан в Постановлении Пленума Верховного Суда Украины №12 от 23 декабря 2005года «О практике применения судами Украи ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru