Муниципальные предприятия действуют во всех отраслях городского хозяйства, оказывая услуги, создавая рабочие места, получая доходы для собственного развития и муниципальной казны. Но многие из них дотируются из местных и региональных бюджетов, и говорить о прибыльности муниципальных предприятий в целом не приходится. При этом казенные предприятия мало чем отличаются от учреждений, их можно условно считать коммерческими.
С учетом реальности социально-экономической ситуации случаев создания муниципальных предприятий должно быть больше. Они необходимы для:
заполнения ниши рынка, т.е. при отсутствии на рынке предприятий какого-либо профиля, слабой активности частного капитала, наличии неудовлетворенного спроса;
ликвидации монополии на местном рынке какого-либо производителя и товара;
снятия напряженности на рынке труда;
быстрой реализации выгодного проекта.
Эти случаи тем более необходимы для решения чисто социальных задач муниципального образования, поскольку здесь необходимость производства диктуется интересами не только получения прибыли, но и общественной полезности, платежеспособного спроса, социальной справедливости, влияния на окружающую природную среду.
При создании новых муниципальных предприятий невозможно не учитывать присутствия на рынке частных предприятий и последствий их деятельности для местного населения. Ряд видов услуг выгоднее оставить для рыночного предпринимательства. И прежде чем принять решение о создании муниципального предприятия, органы местного самоуправления должны изучить возможности частного сектора. Даже в случае появления на рынке частной монополии в жизненно важных сферах (электро-, водоснабжение и др.) необязательно принуждать ее к реорганизации, можно той же цели достигнуть регулированием цен, поставок.
По уровню правовой и хозяйственной самостоятельности муниципальные предприятия и учреждения делятся на три группы:
1) не наделенные ни правовой, ни хозяйственной самостоятельностью; они имеют собственные органы управления, но по существу являются подразделениями местной администрации, их доходы и расходы интегрированы в местный бюджет, функционируют на основе указаний органов местного самоуправления. Муниципалитет функционирует как одно предприятие, координируя действия подразделений;
2) имеющие хозяйственную самостоятельность, юридический статус; они выведены из структуры администрации, но наиболее важные решения по вопросам их деятельности принимает администрация; в местном бюджете отражаются лишь результаты финансовой деятельности. Выручка, как правило, не покрывает издержек, так как цены устанавливают региональные и местные власти (предприятия транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства). Источниками их финансирования служат средства потребителей услуг, местного бюджета. В крупных городах, промышленных центрах, на густонаселенных территориях эти предприятия могут самостоятельно зарабатывать деньги для улучшения обслуживания населения;
3) действующие полностью на коммерческой основе; эти предприятия выводятся из организационной структуры администрации, передаются в доверительное управление менеджерами и реализуют продукцию по рыночным ценам (предприятия промышленности, сельского хозяйства, строительные, торговли, общественного питания). Могут иметь организационно-правовую форму акционерного или другого хозяйственного общества, учрежденного местным самоуправлением, в котором ему принадлежит контрольный пакет акций.
Такие предприятия имеют юридический статус, свободу действий, работают на массового потребителя, в том числе за пределами местного рынка; это переходная форма к частному предприятию.
Муниципальное образование всегда может перевести предприятие на самоокупаемость в сочетании с предоставлением дотации потребителям (адресная поддержка). По мере коммерциализации, повышения доли платных услуг устраняется граница, с одной стороны, между муниципальными предприятиями и учреждениями, а с другой - между муниципальными и частными предприятиями.
Несмотря на свободу действий в отношении своего предприятия муниципальное образование обязано соблюдать законодательство, которым гарантируются определенные права, как предприятию, так и его руководителям.
Муниципальные предприятия функционируют, как правило, на праве хозяйственного ведения. Право хозяйственного ведения предоставляет полномочия по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника, любым движимым имуществом, в том числе деньгами, по своему усмотрению, в том числе сдачей в аренду, залогом, меной, продажей, передачей в доверительное управление. Право владения и пользования по своему усмотрению распространяется на недвижимое имущество (без права распоряжения). Распоряжение недвижимым имуществом возможно с согласия собственника. Реально эти полномочия единолично осуществляются руководителем предприятия, взаимоотношения которого с собственником регулируются законодательством о труде.
Институт морального вреда в советском
праве
В сравнении с дореволюционным периодом, советское право в отношении регулирования защиты нематериальных благ можно охарактеризовать как период полной стагнации. Такое явление связано, главным образом, с социально-политическими устоями общества того времени; в частности, с такой точкой зрения, что « ...
Семейно-брачные отношения с осужденными к лишению свободы
Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым не ослабевает с момента их возникновения и до наших дней, что объясняется их значимостью и многогранностью в жизни людей. Трудно найти направление социальной политики, которое, так или иначе, не затрагивало бы семью. Немного есть общес ...
Понятие и признаки государственного органа
Деятельность любого государства реализуется через систему его государственных органов. Для государственного органа характерны следующие признаки: 1) порядок создания и деятельности государственного органа, его компетенция, внутренняя организация закрепляются государством в правовых нормах; 2) госуд ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.