Юриспруденция » Прокурорский надзор деятельности по приему заявлений о преступлениях » Организация прокурорского надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях

Организация прокурорского надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях

Страница 13

Основными правовыми средствами прокурорского реагирования на нарушения закона, допущенные при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, являются: мотивированное постановление о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании; мотивированное постановление об отмене постановления о возбуждении уголовного дела; мотивированное постановление об отмене незаконного или необоснованного постановления органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела; мотивированное постановление об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке; письменные указания о проведении дополнительной проверки сообщения о преступлении.

В случаях выявления правовых актов или их отдельных предписаний, противоречащих закону, прокурор или его заместитель в соответствии со ст.23 ФЗ «О прокуратуре» приносит протест в орган или должностному лицу, которые издали эти акты, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу или обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

Представление является наиболее часто применяемым средством реагирования прокурора на нарушения закона. В соответствии со ст.24 ФЗ «О прокуратуре» представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Анализ практики прокурорского реагирования показал, что самая распространенная мера реагирования – это представление об устранении нарушений закона, которые зачастую выносятся неоднократно по одному и тому же вопросу. Сами представления носят формальный характер, констатируют установленный факт нарушения и требование устранить нарушение, не содержат анализа причин и условий, в том числе организационных способствовавших нарушению закона. Некоторые представления не содержат требований о привлечении конкретных виновных лиц к ответственности. Изложенное в большинстве случаев влекло формальное отношение и к рассмотрению представлений ведомственными начальниками. Большинство представлений рассматривались с нарушением предельно установленного срока, ответы на представления в большинстве случаев носили формальный характер: «…Ваше представление рассмотрено, приняты исчерпывающие меры к недопущению указанных в нем нарушений…», «…Представление обсуждено на совещании…», «…Сотрудникам…указано на необходимость не допускать нарушения закона…», и т.д.

В связи с изложенным полагаем, что общий порядок применения прокурором такой меры реагирования на нарушения закона, как представление, несмотря на различие конкретных ситуаций, должен быть урегулирован приказом Генерального прокурора РФ. При этом внимание прокуроров может быть обращено на следующие основные меры:

- представление надзирающего прокурора должно содержать обобщенный анализ выявленных нарушений, их причины и способствовавших им условий – следовательно, не должно быть формальным и использоваться в каждом случае выявления нарушения закона (для этого у прокурора имеются иные процессуальные полномочия);

- внесению представления должно предшествовать получение объяснений от виновных лиц и их ведомственных начальников;

- исключить практику неоднократности внесения представлений по одному и тому же вопросу, в отношении одного и того же лица, а также направления представлений непосредственно лицам, нарушившим закон;

- в каждом представлении должен быть поставлен вопрос о дисциплинарной ответственности конкретных лиц, виновных в нарушении закона, устранения организационных причин и условий, способствующих нарушениям закона;

- признать целесообразным прокурору, внесшему представление, присутствовать при его рассмотрении на совещаниях поднадзорных органов, по результатам рассмотрения представлений требовать от соответствующих ведомственных начальников копии приказов о наказании, о внесении изменений в организацию работы, документов служебных совещаний, на которых рассматривались вопросы, изложенные в представлении;

- приобщение копий внесенных представлений к материалам проверок и уголовных дел;

- при неоднократном (два и более) выявлении прокурором фактов нарушений закона принимать решение о возбуждении уголовного дела.

В случаях, когда возникает необходимость привлечения виновных лиц за нарушения законов к административной ответственности, и этот вопрос не был поставлен в представлении или в другом акте реагирования, прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Такое постановление может выноситься как в отношении должностных лиц, так и граждан.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Другое по теме:

Отличие трудового договора от смежных гражданско-правовых договоров.
Определение понятия трудового договора приводится в ст. 56 ТК РФ. Принимая во внимание содержание указанной статьи, можно сформулировать следующее определение этого понятия. Трудовой договор есть соглашение между работником и работодателем, в силу которого работник, включаясь в хозяйственную сферу ...

Понятие и основные характеристики Торы
В иудейской традиции первые пять книг Ветхого Завета именуются Тора – "Учение", "Закон", или Торит Моше – "Учение Моисея", "Закон Моисеев", а также Хамиша Хум-шей Тора – "Пять частей Торы", или просто Хумаш – "Пятикнижие". Пятикнижие, то е ...

Порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц
Налоговой базой для налога на имущество физических лиц признается суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации. Инвентаризационная стоимость – это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru