Юриспруденция » Прокурорский надзор деятельности по приему заявлений о преступлениях » Организация прокурорского надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях

Организация прокурорского надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях

Страница 8

При определении методики надзорной деятельности необходимо учитывать и местные (региональные) факторы (удаленность, национальные особенности, менталитет и др.), влияющие на практику разрешения заявлений, сообщений о преступлениях. Они могут проявляться в преобладании тех или иных нарушений, а отсутствие четкой нормативной регламентации полномочий прокурора на этапах приема, регистрации, проверки и разрешении заявлений, сообщений о преступлениях может влечь за собой негативное персонифицирование поднадзорными органами и должностными лицами прокурорского надзора с личностью «своего» прокурора.

Главная задача прокурора при избрании той или иной методики проверки – выбор наиболее рациональных приемов, средств, подходов и способов, обеспечивающих решение поставленной задачи с максимальным качеством, в кратчайшие сроки, с наименьшими затратами сил. Именно в характере избранной методики и проявляются профессиональные, творческие, организационные и другие способности прокурора.

Основополагающие принципы организации и методики надзорной деятельности прокурора регламентированы ведомственными и нормативными актами Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров субъектов РФ.

Анализ содержания действующих приказов и указаний Генерального прокурора РФ, посвященных вопросам прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного процесса позволяет выделить ряд аспектов, которые, будучи в настоящее время не урегулированными законом, отсутствуют и в ведомственных актах. Между тем, имея немаловажное значение для практической деятельности прокуроров, они могут найти отражение в ведомственном нормативном акте.

Такими аспектами, по мнению ряда авторов, являются следующие:

- получение объяснений от лиц, разрешающих заявления, сообщения о преступлениях, лиц, осуществляющих ведомственный контроль за указанной деятельностью, а также от заявителя о преступлении в случаях, когда надзирающий прокурор признает это необходимым;

- систематический анализ состояния законности и практики надзора за законностью разрешения заявлений, сообщений о преступлениях;

- вынесение на обсуждение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов вопросов, касающихся состояния законности при разрешении заявлений, сообщений о преступлениях;

- постановка вопроса перед соответствующими ведомственными руководителями о дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении закона при разрешении заявлений, сообщений о преступлениях, в том числе, лиц, не обеспечивших надлежащий ведомственный контроль на данном участке деятельности;

- порядок применения комплекса мер прокурорского реагирования в связи с выявлением нарушений закона.

Необходимость получения объяснений, полагаем, должна быть обусловлена разрешением надзирающим прокурором жалобы на действия (бездействие) указанных лиц, а также для решения вопроса о применении мер прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. В обоих случаях без получения подробных объяснений сложно объективно установить факт и обстоятельства нарушения закона, а также обеспечить индивидуализацию и определить объем ответственности виновных лиц. То же в полной мере относится и к получению объяснений от заявителя о преступлении, в частности при подаче им жалобы.

В рамках систематического анализа состояния законности и практики надзора, по мнению некоторых авторов, имеются такие показатели, как: количество выявленных прокурором сокрытых преступлений путем принятия незаконных процессуальных решений об отказе в возбуждении уголовного дела; число заявлений, сообщений о преступлениях, по которым процессуальное решение принято непосредственно прокурором с отменой незаконного решения, принятого поднадзорными органами (из них – количество уголовных дел, направленных в суд с указанием результатов их рассмотрения, приостановленных производством и прекращенных); количество выявленных прокурором нарушителей закона из числа должностных лиц, разрешавших заявления, сообщений о преступлениях, а также лиц, не обеспечивших надлежащий ведомственный контроль (из них – привлеченных к дисциплинарной и уголовной ответственности); характер и результаты принятых прокурором мер реагирования.

С учетом актуальности рассматриваемого участка надзорной деятельности прокурора необходимо закрепить ведомственных нормативных актах требования о ежеквартальном обсуждении вопросов состояния законности при приеме, регистрации, проверки и разрешении заявлений, сообщений о преступлениях на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов. Кроме того, на указанных совещаниях заслушивать отчеты ведомственных руководителей об устранении причин и условий, способствовавших нарушениям закона, по внесенным представлениям об устранении нарушений закона.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Другое по теме:

Принципы заключения коллективного договора
Заключение коллективного договора базируется на определенных принципах. Среди них: – Соблюдение законодательства. В основе этого принципа лежит выполнение всех законодательных норм, действующих в сфере коллективных трудовых отношений; – Полномочность представителей сторон. Поскольку полномочие – эт ...

Основные источники права о ТОС.
Наряду с названными актами ТОС упоминается в Федеральном законе от 30 апреля 1999 г. №82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", которого закрепляет в целях социально-экономического и культурного развития, защиты исконной среды обитания, традиционных обр ...

Порядок и сроки дознания
Порядок производства дознания законодателем определен в ст.223 УПК РФ, которая и составляет основу гл.32 Кодекса "Дознание". Предварительное расследование в форме дознания производится в общем порядке, установленном для предварительного следствия. Дознаватель при принятии решения по делу, ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru