Юриспруденция » Прокурорский надзор деятельности по приему заявлений о преступлениях » Организация прокурорского надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях

Организация прокурорского надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях

Страница 9

Постановка вопроса о дисциплинарной ответственности виновных в нарушениях закона лиц непосредственности связано с порядком применения имеющегося в распоряжении прокурора комплекса мер прокурорского реагирования.

Подробно следует остановиться на характеристике типичных нарушений закона, допускаемых в деятельности по приему, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях.

В досудебном производстве наиболее распространены, в том числе, следующие нарушения: непринятие или несвоевременное принятие заявления о преступлении, волокита при его проверке и принятии законного и обоснованного решения по ее результатам; неуведомление заявителей о результатах проверки, как следствие неразъяснения ему его прав и др.

Наиболее острая проблема возникает на этапах проверки и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях. Весьма часто в материалах проверок появляются заявления от пострадавших или иных лиц о том, что вред, причиненный противоправным деянием, возмещен полностью, претензий они не имеют, от возбуждения уголовного дела отказываются и дальнейшего разбирательства не желают. Повсеместно данные заявления становятся псевдо основаниями для отказа в возбуждении уголовного дела, а иногда на этапах приема и регистрации заявления или сообщения о преступлении – поводом для отказа в принятии и регистрации таковых.

Актуальность проблемы соблюдения учетно-регистрационной дисциплины предопределена рядом обстоятельств. Не прекращается на протяжении длительного времени рост нарушений учетно-регистрационной дисциплины (главным из которых является укрытие преступлений от учета). Проводимые прокурорские проверки показываются, что такое явление, как укрытие преступлений от учета, продолжает оставаться распространенным на практике. В теории и на практике довольно давно назрела необходимость в проведении реформы уголовно - процессуального законодательства и ведомственного правотворчества в указанной сфере. В течение многих десятилетий не ослабевает интерес к данной тематике в научной и учебной литературе.

Следующая проблема больше представляется как теоретическая, нежели практическая. Речь пойдет о ст.37, ст.144, ст.21 УПК РФ, нормы которых хотя и корреспондируют друг другу, но все же вызывают нарекания со стороны теоретиков прокурорского надзора.

Положения, закрепленные в указанных нормах Закона, свидетельствуют о непоследовательности законодателя: обязанность зарегистрировать сообщение о преступлении в ст.144 УПК РФ не предусмотрена, когда обязанность проверить исполнение требований федерального закона при регистрации сообщений в ст.37 УПК РФ содержится.

Отсутствует единый законодательный акт, регламентирующий вопросы приема, регистрации, проверки и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях. Это компенсируется наличием ведомственного регулирования. Это обеспечивает реальный доступ граждан к государственным органам и должностным лицам – участникам уголовного судопроизводства, а также реализацию права заявить о преступлении. Однако мы отмечаем, что разрозненного регулирования в указанной сфере нет.

Следующая проблема состоит в том, что, по мнению некоторых процессуалистов и практических работников, в настоящее время регистрация сообщений о преступлениях не является процессуальным действием, поскольку прямо не предусмотрена и не регламентирована уголовно-процессуальным законом, следовательно, нарушение порядка регистрации не является полноценным нарушением уголовно-процессуального закона. Ошибочно, что нет уголовно-процессуальных препятствий для осуществления проверочных действий до момента регистрации.

Порядок приема, регистрации, проверки и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях включает в себя действия должностных лиц, наделенных соответствующими полномочиями по получению сообщений о преступлениях, присвоению сообщению о преступлении порядкового номера и фиксацию в учетных документах кратких сведений о нем. В ведомственных актах определяется понятие укрытых от регистрации сообщений о преступлениях. К ним относятся сведения, которые не внесены в КУСП, а сами сообщения не получили соответствующих регистрационных номеров с момента их поступления в органы внутренних дел. Поступившие сообщения о преступлениях вне зависимости от временных либо территориальных факторов должны быть приняты в любом органе внутренних дел, а поступившие в подразделения делопроизводства посредством любого вида связи, либо нарочным, регистрируются по правилам делопроизводства и после изучения начальником органа внутренних дел, вновь регистрируются уже в дежурной части.

Вне органов внутренних дел сообщения о преступлениях должны приниматься любым сотрудником органов внутренних дел с последующей их передачей в дежурную часть. Регистрация сообщений о преступлениях осуществляется круглосуточно в дежурной части органов внутренних дел. Их разрешение организуется только после регистрации и доклада начальнику органа внутренних дел. Для регистрации сообщения о преступлении, заявлений, содержащих признаки безвестного исчезновения человека, протоколов принятия устного сообщения о преступлении (при производстве следственного действия), а также рапортов о непосредственном обнаружении признаков преступления используется КУСП. Для иной информации, требующей проверки для обнаружения признаков преступления, используется ЖУИ.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Другое по теме:

Требования и условия, предъявляемые к статусу уполномоченного экономического оператора
Прежде всего в соответствии со ст. 38 Таможенным кодексом Таможенного союза, ст. 85 Закона о таможенном регулировании статус УЭО может получить только юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза Белоруссии, Казахстана, России, осуществляющее ...

Местные органы государственной власти, суда, прокуратуры бсср по конституции 1978 года
В Белорусской ССР изменения, происшедшие в экономической, социальной и политической жизни республики после Конституции 1937 г., наличие большого количества нормативно-правовых актов, принятие Конституции СССР 1977 г. обусловили принятие новой Конституции БССР. 14 апреля 1978 г. девятая сессия Верхо ...

Правовые режимы иностранных инвестиций
В силу сложившейся международной практики иностранным инвестициям может быть предоставлен один из следующих правовых режимов: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования, режим справедливости, прозрачности. При предоставлении национального режима иностранным инвестициям национальные и ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru