Юриспруденция » Прокурорский надзор деятельности по приему заявлений о преступлениях » Организация прокурорского надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях

Организация прокурорского надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях

Страница 9

Постановка вопроса о дисциплинарной ответственности виновных в нарушениях закона лиц непосредственности связано с порядком применения имеющегося в распоряжении прокурора комплекса мер прокурорского реагирования.

Подробно следует остановиться на характеристике типичных нарушений закона, допускаемых в деятельности по приему, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях.

В досудебном производстве наиболее распространены, в том числе, следующие нарушения: непринятие или несвоевременное принятие заявления о преступлении, волокита при его проверке и принятии законного и обоснованного решения по ее результатам; неуведомление заявителей о результатах проверки, как следствие неразъяснения ему его прав и др.

Наиболее острая проблема возникает на этапах проверки и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях. Весьма часто в материалах проверок появляются заявления от пострадавших или иных лиц о том, что вред, причиненный противоправным деянием, возмещен полностью, претензий они не имеют, от возбуждения уголовного дела отказываются и дальнейшего разбирательства не желают. Повсеместно данные заявления становятся псевдо основаниями для отказа в возбуждении уголовного дела, а иногда на этапах приема и регистрации заявления или сообщения о преступлении – поводом для отказа в принятии и регистрации таковых.

Актуальность проблемы соблюдения учетно-регистрационной дисциплины предопределена рядом обстоятельств. Не прекращается на протяжении длительного времени рост нарушений учетно-регистрационной дисциплины (главным из которых является укрытие преступлений от учета). Проводимые прокурорские проверки показываются, что такое явление, как укрытие преступлений от учета, продолжает оставаться распространенным на практике. В теории и на практике довольно давно назрела необходимость в проведении реформы уголовно - процессуального законодательства и ведомственного правотворчества в указанной сфере. В течение многих десятилетий не ослабевает интерес к данной тематике в научной и учебной литературе.

Следующая проблема больше представляется как теоретическая, нежели практическая. Речь пойдет о ст.37, ст.144, ст.21 УПК РФ, нормы которых хотя и корреспондируют друг другу, но все же вызывают нарекания со стороны теоретиков прокурорского надзора.

Положения, закрепленные в указанных нормах Закона, свидетельствуют о непоследовательности законодателя: обязанность зарегистрировать сообщение о преступлении в ст.144 УПК РФ не предусмотрена, когда обязанность проверить исполнение требований федерального закона при регистрации сообщений в ст.37 УПК РФ содержится.

Отсутствует единый законодательный акт, регламентирующий вопросы приема, регистрации, проверки и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях. Это компенсируется наличием ведомственного регулирования. Это обеспечивает реальный доступ граждан к государственным органам и должностным лицам – участникам уголовного судопроизводства, а также реализацию права заявить о преступлении. Однако мы отмечаем, что разрозненного регулирования в указанной сфере нет.

Следующая проблема состоит в том, что, по мнению некоторых процессуалистов и практических работников, в настоящее время регистрация сообщений о преступлениях не является процессуальным действием, поскольку прямо не предусмотрена и не регламентирована уголовно-процессуальным законом, следовательно, нарушение порядка регистрации не является полноценным нарушением уголовно-процессуального закона. Ошибочно, что нет уголовно-процессуальных препятствий для осуществления проверочных действий до момента регистрации.

Порядок приема, регистрации, проверки и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях включает в себя действия должностных лиц, наделенных соответствующими полномочиями по получению сообщений о преступлениях, присвоению сообщению о преступлении порядкового номера и фиксацию в учетных документах кратких сведений о нем. В ведомственных актах определяется понятие укрытых от регистрации сообщений о преступлениях. К ним относятся сведения, которые не внесены в КУСП, а сами сообщения не получили соответствующих регистрационных номеров с момента их поступления в органы внутренних дел. Поступившие сообщения о преступлениях вне зависимости от временных либо территориальных факторов должны быть приняты в любом органе внутренних дел, а поступившие в подразделения делопроизводства посредством любого вида связи, либо нарочным, регистрируются по правилам делопроизводства и после изучения начальником органа внутренних дел, вновь регистрируются уже в дежурной части.

Вне органов внутренних дел сообщения о преступлениях должны приниматься любым сотрудником органов внутренних дел с последующей их передачей в дежурную часть. Регистрация сообщений о преступлениях осуществляется круглосуточно в дежурной части органов внутренних дел. Их разрешение организуется только после регистрации и доклада начальнику органа внутренних дел. Для регистрации сообщения о преступлении, заявлений, содержащих признаки безвестного исчезновения человека, протоколов принятия устного сообщения о преступлении (при производстве следственного действия), а также рапортов о непосредственном обнаружении признаков преступления используется КУСП. Для иной информации, требующей проверки для обнаружения признаков преступления, используется ЖУИ.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Другое по теме:

Михаил Фёдорович
К первым Романовым историки относят Михаила Фёдоровича (1613 - 1645 гг.) и его сына Алексея Михайловича (1645 - 1676 гг.). Все 32-летнее царствование Михаила Федоровича показывает нам, что сила Государя – в верности Богу, сила государства – в верности и преданности народа своему Государю. Народ, чт ...

Пожизненное лишение свободы
В действующем уголовном законодательстве в качестве самостоятельного вида наказания выделяется пожизненное лишение свободы (п. «м» ст. 44 и ст. 57 УК РФ). Пожизненное лишение свободы так же, как и лишение свободы на определенный срок, заключается в изоляции осужденного от общества в специальном учр ...

Постановление и оглашение решения
Это — заключительная часть судебного разбирательства, в которой судьи разрешают дело по существу и объявляют вынесенное решение в зале судебного заседания. Решение постановляется в порядке, предусмотренном законом. Этот порядок не только гарантирует независимость судей при вынесении постановления, ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru