Грузополучатель обязан принять адресованный ему и доставленный в пункт назначения груз.
В советском транспортном железнодорожном законодательстве устанавливалась обязанность грузополучателя принять и вывезти со станции, прибывший в его адрес. Причем, такое правило, предусмотренное ст.64 УЖД 1964г., распространялось и как на груз, поставка которого не предусматривалась договором между грузоотправителем и грузополучателем, так и на груз, наименование которого не соответствовало наименованию, указанному в транспортной железнодорожной накладной. Грузополучатель обязан принять такой груз от железнодорожной станции на ответственное хранение для последующего урегулирования отношений с грузоотправителем.
С трансформацией модели хозяйственного регулирования из планово-хозяйственной в предпринимательскую и с введением в действие ТУЖД РФ, не произошло, однако, соответствующего изменения в регулировании правоотношений, складывающихся между субъектами грузоперевозки. ТУЖД РФ, в ст.42, по-прежнему предусматривалась обязанность грузополучателя, в случае прибытия в его адрес незаказанного груза, принимать такой груз на ответственное хранение для последующего урегулирования отношений с грузоотправителем. Возможность отказа от принятия доставленного в адрес получателя груза предусматривался только в случае непригодности груза.
Действующий в настоящее время УЖДТ РФ содержит несколько по-иному сформулированные правила, касающиеся выдачи и принятия доставленных грузов. УЖДТ РФ не содержит более прямого указания на обязанность грузополучателя принимать любой, в том числе и незаказанный груз. Нет положения, на основании которого, в случае несоответствия наименования доставленного груза наименованию указанному в транспортной железнодорожной накладной, перевозчик устранялся бы от спора по этому поводу. Тем не менее, положения ст.36 УЖДТ РФ, говорят об обязанности грузополучателя оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять доставленный груз. Очевидно, что подобная формулировка, принципиально не изменяя рассматриваемые правила, по-прежнему не исключает обязанности грузополучателя принять груз, не предусмотренный договором перевозки или с несоответствующим названием.
Такой подход, отражающий планово-хозяйственные отношения, находит объяснение у некоторых авторов, обосновывающих своею точку зрения тем, что было непринятие грузополучателем адресованных ему грузов ведет к перегрузке складских помещений транспортной организации , что влечет затруднение работы транспортного предприятия по принятию других грузов. В защиту данной позиции также приводится и логическое доказательство, согласно которому обязанность у грузополучателя по принятию груза возникает в силу обязанности перевозчика, в соответствии со ст.785 ГК РФ, выдать груз управомоченному на его получение лицу.
Однако, если существование такого порядка в советском железнодорожном законодательстве не вызывало возражений, то сохранение рассматриваемых норм в российском железнодорожном транспортном законодательстве стало предметом критики ряда ученых. Так, учеными указывается, что «Ни из содержания статьи 785 ГК РФ . ни из содержания статьи 31 ТУЖД РФ . не следует, что грузополучатель обязан принимать груз от железной дороги. Действительно, договор перевозки заключается между отправителем и перевозчиком, и из того, что груз должен быть выдан получателю, не следует, что он является стороной договора перевозки. Указание получателя в соответствующей графе накладной не обязывает его принимать груз даже при наличии договорных отношений с отправителем…». В.В. Витрянский также указывал, что установление обязанности грузополучателя принять груз от перевозчика не содержится ни в современных зарубежных законодательствах, ни даже в российском дореволюционном законодательстве. В то же время и с точки зрения современного российского законодательства указанные нормы транспортного законодательства следует признать противоречащими ГК РФ и не подлежащими применению.
Административные взыскания, применяемые в качестве основных
и дополнительных, дополнительные административные взыскания
Лишение специального права, предоставленного физическому лицу (ст.6.8), применяется в качестве основного или дополнительного административного взыскания, за грубое нарушение порядка пользования этим правом. Например, как основное взыскание оно установлено в санкции н.1 ст.18.16 "Управление тра ...
Судебный пристав по обеспечению установленного порядка в деятельности судов
На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Федеральная служба судебных ...
Экономические, социальные и культурные права и свободы
Экономические, социальные и культурные права и свободы - это права и свободы, обеспечивающие реализацию и защиту жизненных потребностей человека в экономической, социальной и культурной сферах. Права и свободы этой группы, как и личные права и свободы, не зависят от гражданства и принадлежат каждом ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.