Грузополучатель обязан принять адресованный ему и доставленный в пункт назначения груз.
В советском транспортном железнодорожном законодательстве устанавливалась обязанность грузополучателя принять и вывезти со станции, прибывший в его адрес. Причем, такое правило, предусмотренное ст.64 УЖД 1964г., распространялось и как на груз, поставка которого не предусматривалась договором между грузоотправителем и грузополучателем, так и на груз, наименование которого не соответствовало наименованию, указанному в транспортной железнодорожной накладной. Грузополучатель обязан принять такой груз от железнодорожной станции на ответственное хранение для последующего урегулирования отношений с грузоотправителем.
С трансформацией модели хозяйственного регулирования из планово-хозяйственной в предпринимательскую и с введением в действие ТУЖД РФ, не произошло, однако, соответствующего изменения в регулировании правоотношений, складывающихся между субъектами грузоперевозки. ТУЖД РФ, в ст.42, по-прежнему предусматривалась обязанность грузополучателя, в случае прибытия в его адрес незаказанного груза, принимать такой груз на ответственное хранение для последующего урегулирования отношений с грузоотправителем. Возможность отказа от принятия доставленного в адрес получателя груза предусматривался только в случае непригодности груза.
Действующий в настоящее время УЖДТ РФ содержит несколько по-иному сформулированные правила, касающиеся выдачи и принятия доставленных грузов. УЖДТ РФ не содержит более прямого указания на обязанность грузополучателя принимать любой, в том числе и незаказанный груз. Нет положения, на основании которого, в случае несоответствия наименования доставленного груза наименованию указанному в транспортной железнодорожной накладной, перевозчик устранялся бы от спора по этому поводу. Тем не менее, положения ст.36 УЖДТ РФ, говорят об обязанности грузополучателя оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять доставленный груз. Очевидно, что подобная формулировка, принципиально не изменяя рассматриваемые правила, по-прежнему не исключает обязанности грузополучателя принять груз, не предусмотренный договором перевозки или с несоответствующим названием.
Такой подход, отражающий планово-хозяйственные отношения, находит объяснение у некоторых авторов, обосновывающих своею точку зрения тем, что было непринятие грузополучателем адресованных ему грузов ведет к перегрузке складских помещений транспортной организации , что влечет затруднение работы транспортного предприятия по принятию других грузов. В защиту данной позиции также приводится и логическое доказательство, согласно которому обязанность у грузополучателя по принятию груза возникает в силу обязанности перевозчика, в соответствии со ст.785 ГК РФ, выдать груз управомоченному на его получение лицу.
Однако, если существование такого порядка в советском железнодорожном законодательстве не вызывало возражений, то сохранение рассматриваемых норм в российском железнодорожном транспортном законодательстве стало предметом критики ряда ученых. Так, учеными указывается, что «Ни из содержания статьи 785 ГК РФ . ни из содержания статьи 31 ТУЖД РФ . не следует, что грузополучатель обязан принимать груз от железной дороги. Действительно, договор перевозки заключается между отправителем и перевозчиком, и из того, что груз должен быть выдан получателю, не следует, что он является стороной договора перевозки. Указание получателя в соответствующей графе накладной не обязывает его принимать груз даже при наличии договорных отношений с отправителем…». В.В. Витрянский также указывал, что установление обязанности грузополучателя принять груз от перевозчика не содержится ни в современных зарубежных законодательствах, ни даже в российском дореволюционном законодательстве. В то же время и с точки зрения современного российского законодательства указанные нормы транспортного законодательства следует признать противоречащими ГК РФ и не подлежащими применению.
Становление следственного аппарата органов внутренних дел Российской
Федерации
Следственный аппарат органов внутренних дел Российской Федерации в течение последнего десятилетия в своем развитии прошел три основных этапа: первый – с 1989 по 1994 гг., второй – с 1994 по 1997гг. и третий с 1997 по настоящее время. Анализируя эффективность мер, принятых на первом этапе, который х ...
Современное состояние ипотечного рынка в России
Правовую основу ипотечного жилищного кредитования составляют федеральные (общероссийские) и местные нормативные правовые акты. Федеральную правовую базу ипотечного жилищного кредитования в настоящее время образуют: - Гражданский кодекс РФ (части первая, вторая и третья); - Федеральный закон от 16 и ...
Понятие и стадии применения права
Применение права – сложный процесс, состоящий из нескольких связанных друг с другом стадий. Выделяют три стадии правоприменения: 1) установление фактических обстоятельств дела; 2) установление юридической основы дела; 3) принятие решения по делу и доведение до сведения заинтересованных лиц содержан ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.