Подводя итоги и оценивая современное состояние института домашнего ареста как меры пресечения в российском уголовном судопроизводстве, можно сформулировать следующие выводы.
За весь период развития данной меры пресечения в виде домашнего ареста так и не были решены важнейшие проблемы, касающиеся его избрания и применения. Остался без внимания на механизм надзора за обвиняемым, к которому избран домашний арест. Не была дана конкретизация какой орган или должностное лицо, должно осуществлять этот надзор. А так же, не сформулировано понятие домашнего ареста. Не в полной мере определены формы реализации, а также цели домашнего ареста.
Общие основания для избрания любой меры пресечения закреплены в статье 97 УПК РФ. В связи с тем, что домашний арест должен стать альтернативой заключению под стражу, следует оттолкнуться от оснований применения заключения под стражу.
Так главным основанием для применения к обвиняемому (подозреваемому) заключения под стражу правоприменители считают подозрение или обвинение лица в совершении преступления, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет (в исключительных случаях - в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из оснований, указанных в ч.1 ст. 108 УПК РФ).
Исходя из объема ограничений, налагаемых на обвиняемого (подозреваемого) при избрании в отношении него меры пресечения в виде домашнего ареста, можно предположить, что в ряде случаев следует изменять не данную меру пресечения, а лишь конкретные ограничения и запреты.
Мера пресечения в виде домашнего ареста уникальна, так как только при ее избрании суд может определить объем ограничений и запретов применительно к конкретному обвиняемому (подозреваемому), принимая во внимание обстоятельства, перечисленные в ст. 99 УПК РФ. Последние изменения законодательства свидетельствуют об увеличении роли суда в при принятии решений, ограничивающих права и свободы граждан, в том числе такой важной меры пресечения как домашний арест. Практика показывает о нарастающем интересе и об увеличении правоприменительной практики в этой области.
Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды
Систематизация — это юридическая деятельность, направленная на упорядочение уже принятых нормативно-правовых актов по определенным критериям. Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет процесс издания новых нормативно-правовых актов. С течением времени некоторые акты фактическ ...
Общая характеристика органов исполнительной власти
субъектов РФ
В соответствии с ч. 1 ст. 77 Конституции РФ система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации ...
Государственное регулирование в области защиты прав потребителей
В целях защиты прав и интересов потребителей определенные государственные органы осуществляют государственной контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком и дисциплиной цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления, а также борются с злоупотреблени ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.