Для проведения аналитической работы в связи с документированием результатов проверки, целесообразно составлять по группам списки заявлений и сообщений о преступлениях, когда допущены однородные нарушения закона: фактическое уклонение от рассмотрения заявления, рассмотрения с нарушением указанного срока, а также незаконный отказ в возбуждении уголовного дела и др.
Отдельно можно выделять материалы, по которым были даны письменные указания прокурора, отменены прокурором процессуальные решения.
Успешность реализации надзирающим прокурором предоставленных ему полномочий по надзору за законностью приема, регистрации, проверки и разрешения заявлений, сообщений о преступлениях обусловлено также наличием оптимальной методики надзорной деятельности. Качество проведения прокурорских проверок напрямую связано с необходимостью учитывать значение определенных способов, приемов, подходов, рекомендаций.
Юридическая литература определяет методику прокурорского надзора как совокупность, комплекс методов, т.е. способов, средств, приемов использования полномочий прокуроров в целях выявления, устранения и предупреждения нарушений закона, причин и условий, им способствующих.
Спецификой методики прокурорского надзора вообще является отсутствие ее законодательной регламентации, рекомендательный и творческий характер, индивидуальность и обусловленность ее профессиональными и личными качествами прокурора.
Различные методики закрепляются в ведомственных нормативных актах. В ходе данного исследования были изучены многочисленные документы различных ведомств. Большое внимание было уделено изучению актов прокурора Иркутской области, его заместителей, прокурора г.Ангарска и др. Стоит заметить, что они принимаются довольно часто. В основной своей массе направлены на усиление прокурорского надзора за соблюдением законов в изучаемой сфере деятельности.
Прокурор вправе использовать все, незапрещенные законом, способы, приемы, подходы и средства, которые сочтет необходимыми для достижения определенного результата.
На этапе приема и регистрации заявлений, сообщений о преступлениях внимание надзирающего прокурора должно быть направлено, прежде всего, на факты незаконного отказа в приеме и регистрации, а также несвоевременной регистрации принятых заявлений.
Надлежащие организация и методика проведения прокурорской проверки исполнения закона при разрешении заявлений, сообщений о преступлениях – необходимые условия результативности выполнения прокурором своих надзорных полномочий, определенная гарантия успешности надзорной деятельности прокурора.
На этапе разрешения заявлений, сообщений о преступлениях предметом особого внимания прокурора является чаще всего допускаемые нарушения.
На основе изучения практики работы органов прокуратуры некоторые нарушения схематично (условно) можно представить в следующем виде:
- заявление, сообщение о преступлении несвоевременно передается на разрешение исполнителю, либо передается ненадлежащему исполнителю, неуполномоченному, согласно уголовно-процессуальному закону, разрешать его и принимать по нему процессуальное решение;
- процессуальное решение принято без надлежащей проверки, обусловленной характером поступившего заявления, сообщения о преступлении;
- при разрешении заявления, сообщения о преступлении нарушены права и интересы заявителей или других лиц;
- нарушен процессуальный срок разрешения заявления, сообщения о преступлении;
- принятое процессуальное решение незаконно или необоснованно;
- заявление, сообщение о преступлении не разрешено по каким-либо причинам (безответственность исполнителя, незаконное приобщение его к материалам другого уголовного дела и т.п.) и др.
В практике указанные нарушения могут встречаться в различных сочетаниях и модификациях, и значение методики прокурорского надзора состоит в том, чтобы обеспечить их своевременное выявление, устранение и недопущения впредь. Прокурорские работники зачастую не обладают достаточными знаниями по владению методиками. Данный недостаток устраняется: направлением указанных работников в образовательные учреждения для прохождения обучения; или другими способами, обозначенными нами ранее. Поскольку обусловленное единством отечественного уголовного процесса, деятельность поднадзорных органов и должностных лиц по приему, регистрации, проверке и разрешению заявлений, сообщений о преступлениях (независимо от ведомственной принадлежности) осуществляется по единым процессуальным правилам, как полагают некоторые авторы, нет и принципиальных различий в методах надзора за их деятельностью.
Вместе с тем надзирающему прокурору необходимо иметь в виду, что сам характер проверочных действий по сообщению о преступлениях (вид, способ выполнения и т.д.) прямо зависит от формы поступивших сведений о преступлениях, а представление об источнике информации о преступлении имеет важное практическое значение для прокурора при определении полноты и правильности действий по разрешению сообщений о преступлениях. Это также оказывает влияние на избрание методики надзора.
Способы обеспечения исполнения предпринимателями своих обязательств
Под обязательством в гражданском законодательстве понимается правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действ ...
Поступление на государственную службу и способы
замещения должностей
Согласно действующему законодательству Российской Федерации, поступление на гражданскую и правоохранительную службы и их прохождение гражданами России осуществляются в добровольном порядке (по контракту). Прохождение военной службы: гражданами России – по призыву и в добровольном порядке (по контра ...
Историческое становление уголовного законодательства РФ за преступления
против общественной нравственности
Зачатки норм об уголовной ответственности за преступления против общественной нравственности содержались уже в первых уголовно-правовых актах Руси. Из Соборного Уложения России 1649 года к преступлениям против общественной нравственности можно отнести деяния, указанные в главе 1 данного Уложения &q ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.