На наш взгляд, столь широкое применение принципа поглощения можно объяснить, во-первых, несовершенством действующего уголовного законодательства, оставляющим решение этого вопроса на усмотрение суда вне зависимости от вида совокупности и образующих ее преступлений, во-вторых, отсутствием четких рекомендаций в правовой литературе и действующих постановлениях Пленумов Верховных Судов СССР и РФ по применению того или иного принципа и, в-третьих, более упрощенным порядком назначения совокупного наказания при поглощении. Об этих факторах свидетельствуют и данные нашего исследования. Так, среди 300 лиц, осужденных судами Новгородской области в 1988-1983 годах за совершение нескольких преступлений, принцип поглощения назначенных наказаний был применен в отношении 64%. лиц. По результатам обобщения в суды было направлено письмо, где предлагалось шире использовать принципы частичного и полного сложения наказаний и давались рекомендации по решению этих вопросов. В результате, в 1990 году при выборочном изучении 100 дел выяснилось, что количество случаев применения принципа поглощения уменьшилось на 10%. По смыслу закона, суть данного принципа заключается в том, что менее строгое наказание поглощается более строгим и окончательная мера наказания определяется равной наиболее строгому наказанию, назначенному за одно из преступлений, входящих в совокупность. Именно такой порядок делает этот принцип наиболее упрощенным.
Вопрос о том, какое наказание следует считать более строгим, особых затруднений но вызывает. В этом случае необходимо руководствоваться нормой УК, предусматривающей систему наказаний, где они перечислены в определенной последовательности (ст.21 УК РСФСР). Если же за отдельные преступления назначены однородные наказания, то более строгим является наказание с более длительным сроком (например, лишение свободы), либо большим по размеру (например, штраф). Исключение составляет направление в дисциплинарный батальон, которое по тяжести близко к лишению свободы, но все же менее тяжкое наказание, что вытекает из ст.ст. 34, 41 и 47 УК РСФСР.
Несколько сложнее решается вопрос в отношении исправительных работ без лишения свободы, когда они различаются по виду, срокам и проценту удержании из заработка осужденного. В таких случаях, на наш взгляд, необходимо учитывать следующее: во-первых, когда исправительные работы, назначенные за отдельные преступления, одинаковы по срокам и размеру, но различаются по виду, то более строгим наказанием являются исправительные работы с отбыванием в иных мостах в районе жительства осужденного, во-вторых, когда исправительные работы по месту работы осужденного назначены на более длительный срок, чем исправительные работы с отбыванием в иных местах, то более строгим наказанием являются исправительные работы с более длительным сроком; в-третьих, когда исправительные работы назначены на одинаковый срок, но с различным размером удержании, то более строгими будут исправительные работы с большим размером удержаний из заработка осужденного. Особых споров такие ситуации не вызывают.
Вместе с тем, неоднозначно решается вопрос в случае, когда за одно из преступлений, например, назначен меньший срок, чем за другое, но с большим размером удержании. Так, народным судом 3. осуждена по ст. 92 ч. 2 УК РСФСР к 2 годам исправительных работ с удержанием 15% заработка, а по ст. 175 УК РСФСР к 1 году исправительных работ с удержанием 20% заработка. На основании ст. 40 УК РСФСР суд правильно определил окончательно 3 - 2 года исправительных работ с удержанием 15% заработка . По мнению же А.М. Яковлева, сравнение наказаний следует производить по общей сумме удержании за весь период: более строгим наказанием будут то исправительные работы, где в общей сложности окажется большей сумма удержаний из заработка; если же общая сумма одинакова, то более строгим следует считать то наказание, при исполнении которого эта сумма будет взыскиваться за более короткий срок .
С такой точкой зрения согласиться нельзя. Мы полагаем, что сравнивать тяжесть наказаний следует не по общей сумме "удержаний”, а по длительности срока, ибо кроме удержаний осужденный испытывает и другие правоограничения. Кроме того, согласно ст. 28 УК РСФСР именно срок исправительных работ борется во внимание при их замене лишением свободы в случае злостного уклонения от отбывания наказания. С учетом этого, наказание в виде исправительных работ с более длительным сроком, но с меньшим размером удержаний, должно признаваться более строгим наказанием.
Следует отметить, что в проекте УК РФ, 1995 года, исправительные работы не названы в числе видов наказаний. Однако это не может служить основанием к отказу от рассмотренных нами вопросов, поскольку, представляется, что законодатель вернется к этому виду наказания, являющемуся более эффективным, чем, например, обязательные работы.
Общая характеристика органов исполнительной власти
субъектов РФ
В соответствии с ч. 1 ст. 77 Конституции РФ система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации ...
Правовое регулирование деятельности Государственной
Думы РФ
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Разделение властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и фун ...
Положения о гарантиях и компенсациях при несчастном
случае на производстве и профессиональном заболевании
Действующее законодательство гарантирует социальное обеспечение лицам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний. Статьей 184 ТК РФ установлено: если повреждение здоровья или смерть работника произошли из-за несчастного случая на производстве или профессион ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.