Юриспруденция » Преступление » Стадии и принципы назначения наказания при совокупности преступлений

Стадии и принципы назначения наказания при совокупности преступлений

Страница 2

Более подробно позицию по вопросу назначения наказания в первой стадии Верховный Суд СССР высказал по делу в отношении Б. Отмечая, что закон допускает при определении окончательного наказания по совокупности преступлений применить как поглощение меньшего наказания большим, так и полное или частичное сложение наказаний. Верховный Суд СССР вместо с тем подчеркнул, что в любом из этих случаев определение наказания за каждое из входящих в совокупность преступлений в отдельности должно производиться в строгом соответствии с требованиями общих начал назначения оказания с тем. чтобы ответственность была дифференцирована в зависимости от характера и степени общественной опасности этих преступлений .

В юридической литературе такое решение этого вопроса поддерживают большинство криминалистов. Наиболее четко его формулирует Н.А.Беляев. В учебнике по уголовному праву он пишет: "Суд, определяя наказание отдельно за каждое преступление, входящее в совокупность, вовсе не обязан рассматривать их изолированно друг от друга. Более того, он не имеет права отвлечься от факта, что виновный совершил не одно, а несколько преступлений, так как в соответствии с общими началами назначения наказания учету подлежат не только характер и степень общественной опасности совершенного преступления, но и личность виновного и обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие ответственность" . Аналогичное решение можно встретить в монографиях А.С. Горелика, В.П. Малкова и на это обращается наше внимание в дипломной работе.

Таким образом, при назначении наказания по совокупности преступлений суд в первой стадии должен рассматривать совокупность как бы с двух сторон: во-первых, как состоящую из самостоятельных преступлений, подлежащих исследованию и наказанию каждое в отдельности, и, во-вторых, учитывать место каждого преступления в совокупности, его взаимосвязь с другими преступными деяниями, а также соблюдать указания закона об общих началах назначения наказания, предусмотренных в ст.ст. 37-39 УК РСФСР. Только в единстве этих сторон возможно выполнение основной задачи - назначение наказания в точном соответствии о общими началами и принципами уголовного закона.

Соблюдение такого порядка назначения наказания при совокупности преступлений имеет важное практическое значение. Во-первых, назначение наказания за каждое преступление необходимо для достижения целей исправления и перевоспитания виновного, общего и специального предупреждения преступлений: суд признает каждое деяние осуждаемым и наказуемым, что убеждает в неотвратимости ответственности, справедливом и индивидуальном подходе при назначении наказания. Во-вторых, такой порядок обеспечивает возможность проверки приговора в кассационном и надзорном порядке, особенно если в этих инстанциях изменяется или отменяется приговор в части осуждения за одно из преступлений. В-третьих, это позволяет правильно применять закон, смягчающий либо устраняющий уголовную ответственность за отдельные преступления. В-четвертых, назначение наказания за каждое преступление в отдельности служит правильному решению других вопросов, например, о признании лица особо опасным рецидивистом, назначении вида исправительно-трудовой колонии, условно-досрочном освобождении и т.п.

Следовательно, первая стадия назначения наказания при совокупности преступлений имеет определяющее значение. В связи с этим, наказание за каждое преступление в этой стадии должно быть назначено таким образом, чтобы не возникало сомнений относительно соответствия его требованиям закона и не создавало трудностей при исполнении приговора: суд должен точно обозначить его вид и размер по конкретной норме УК за каждое преступление. Такие же требования содержатся в соответствующих нормах проектов Нового УК, УК РФ, УК РФ (0бщая часть), Уголовного уложения РФ, последнего УК РФ, 1995 г.

Вторая стадия назначения наказания при осуждении за несколько преступлений - это определение окончательного наказания по совокупности преступлений. Согласно ст.40 УК РСФСР такое определение возможно "путем поглощения менее строгого наказания более строгим либо путем полного или частичного сложения назначенных наказаний". По нашему мнению, более удачным и соответствующим правовой форме было бы указание не на пути, а принципы назначения наказания по совокупности преступлений. В отличие от общих, это- специфические, можно сказать, частные принципы, которыми должен руководствоваться суд во второй стадии - при определении совокупного наказания за два и более преступлений.

Анализ ст.40 УК РСФСР позволяет сделать вывод, что таких принципов три:

1) принцип поглощения менее строгого наказания более строгим;

2) принцип частичного сложения и

3) принцип полного сложения назначенных наказаний. Аналогичные принципы предусмотрены и в названных нами законопроектах.

В судебной практике эти принципы применяются по-разному. Так, проведенное нами обобщение показало, что при назначении наказания по совокупности преступлений суды чаще всего прибегают к принципу поглощения менее строгого наказания более строгим. Так, среди 400 осужденных за два и более преступлений этот принцип применен в отношении 246 лиц, что составляет 61,5%. Такого рода тенденция подмочена и другими авторами. Например, по данным М.Ленау, поглощение применялось по 85% дел , А.С.Горелик указывает на 80% , В.П.Малков- на 57,8% , Ю.А.Красиков-на 86,8% дел .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Основания возбуждения производства по гражданским делам о защите прав потребителей
Выше мы касались вопроса основания возбуждения производства по гражданским делам о защите прав потребителей. Однако необходимо рассмотреть этот вопрос более подробно. Прежде чем говорить об основаниях производства по гражданским делам о защите прав потребителей, поговорим о правах потребителей. Для ...

Некоторые проблемы применения налогового законодательства в процессе применения договора поставки
Налог на прибыль – прямой федеральный налог, который уплачивается коммерческими организациями, по итогам осуществления ими своей деятельности и получения финансово-материального результата такой своей деятельности – прибыли. Основным нормативно – правовым источником взимания такого вида налога в Ро ...

"Германские" страны
В данной группе стран административные реформы были в целом более скромными, чем в двух предыдущих группах. Это объясняется рядом причин: во-первых, более сильными традициями правового государства и веберовской модели бюрократии, особенно относительно центрального управления; во-вторых, развитым ме ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru