Юриспруденция » Тора – юридическая основа израильской государственности » Право и религия: особенности социального регулирования в Израиле

Право и религия: особенности социального регулирования в Израиле

Страница 1

Назначением религии является выработка "смыслов", позволяющих человеку так или иначе освоиться и определить свое место в том мире, в котором он живет. Религия, с этой точки зрения, выступает мерилом "хорошего" поведения. Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Внешне эти нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены. Также, хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в Библии (Ветхом и Новом завете), Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и др. Религиозные нормы выступают в некоторых случаях в качестве источников права (в качестве иллюстрации таковых являются не только страны мусульманской правовой системы, но и некоторые страны континентальной Европы. В России до 1917 г. источниками права признавались Устав духовных консисторий, Книга Правил Священного Синода, Кормчая Книга и др. В Германии каноническое право и ныне является частью национальной правовой системы)[17, c. 66].

Религиозные представления о социальном регулировании различны. Одни базируются на утверждении, что все в поведении человека предопределено божьей волей (роком, фатумом, судьбой) и познание этой внешней предопределенности, следование ей – и есть цель, смысл человеческого существования. Иные признают, что человек, хотя и создан божественным началом, наделен свободой воли и сам выбирает свои дороги (действия, поступки), несет за них ответственность.

Но во всех религиозных системах, которые рассматривались как основа социального регулирования, главным всегда признавалось следование нескольким важнейшим религиозным правилам (заповедям, законам, канонам, поучениям). Эти правила действительно составляли ядро всех религиозных систем, были однозначны, представляли своеобразное закрепление полезного социального опыта человечества, процессов социализации.

Как видно из указной мною информации, израильский народ на всех этапах своего существования, так или иначе, соприкасался с религиозными нормами. Первое закрепление этих норм, как уже известно, было представлено в Торе. В еврейском обществе очень чётко видны два вида периодов, сменяющих один другой – это периоды веры и неверия. Последнее наступало, зачастую, когда народ лишался авторитетного руководителя, который ранее укреплял в обществе веру и непоколебимость. В такие периоды наступала повальная деморализация. Часто такому способствовало слишком лояльное правительство, которое, смягчая непреклонность установленных Заветом правил, порождала своего рода правовой нигилизм. К возрождению веры обычно приводило появление личности (правителя или пророка), которая, обличая и наставляя как народ, так и власти, возвращала прежнее почитание законов Торы.

Таким образом, моральная и правовая стабильность в израильском обществе, на протяжении всей его истории, было связано с отношением к Священному писанию и религиозной приверженности народа.

Целью моей работы было раскрыть понятие Торы и рассмотреть её как юридическую основу израильской государственности. Проведённое мною исследование этой темы натолкнула меня на следующие выводы.

В первую очередь, примечательно содержание Торы. Существуют мнения о ней как о сборнике легенд или собрании "еврейских сказок", хотя это мнение касается не только Пятикнижия, но содержания Библии в целом. Тем не менее. Тора, как и многие книги Священного Писания, содержит исторические факты, которые подтверждены многими исследованиями. Возможно, некоторые моменты нельзя принять, не взглянув на них через призму веры, но несправедливо считать Тору неавторитетным источником.

Следующее, что зацепило мое внимание, это завидная для времени создания Торы продуманность отображённых в них норм. Эти нормы касались всех сфер жизни человека и общества и отличались особым регламентирующим характером. Такие понятия, как правовой и социальный статус личности, конечно чужды для Пятикнижия, но, тем не менее, эти категории определяются также его нормами.

Интересными для меня представились ритуалы и обряды, описанные в Торе. Эти священнодействия в основном определены как обязательные для исполнения. Польза многих из них неоспорима. Существовал целый ряд законов относительно нечистоты и употребления пищи. Эти законы предписывали определённый набор действий в случае отдельных заболеваний, а также процессах в организме, в частности, в женском (такие, как беременность, менструация). Несомненно, эти правила способствовали сохранению здоровья нации, в результате чего, как известно, евреи не имели обширных эпидемий.

Исходя из истории израильского народа, можно сделать вывод, что евреи – весьма сплочённая нация. Конечно, этот народ знал разногласия и разделения, но это, в основном, семейные люди, не склонные к одиночеству. Их двери всегда открыты, их праздники всегда масштабны, никто не остаётся безучастным, что, разумеется, не относится к чужакам, которых, не в пользу евреев будет сказано, в большинстве своём воспринимают враждебно.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Понятие, сущность и значение регионального управления
В целях повышения теоретической и практической значимости данной курсовой работы, автором будет изначально определено понятие и сущность, а также дана достаточно глубокая оценка значению регионального управления, прежде чем будет раскрыта непосредственно сама тема работы – региональные структуры уп ...

Особенности государственной регистрации права общей совместной собственности
Действующим законодательством предусмотрены случаи возникновения общей совместной собственности: между супругами, если на их имущество распространяется законный режим имущества супругов (гл. 7 раздела III СК РФ, ст. 256 ГК РФ); между членами крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 1 ст. 258 ГК РФ ...

Постановка и снятие с профилактического учета осужденных
На профилактический учет берутся осужденные: готовящиеся совершить побег и ранее их совершавшие; причисляющие себя к так называемой категории "воров в законе", а также лидеры и активные участники групп отрицательной направленности; организующие и провоцирующие групповые эксцессы; склонные ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru