Государство » Основы законодательного процесса в европейских государствах » Вступление в силу

Вступление в силу

Страница 5

Таким образом, содержание завершающей стадии федерального законодательного процесса в Германии и Швейцарии составляют действия по промульгации и опубликованию законов, осуществляемые за пределами деятельности законодательного органа. Однако фактическое влияние на данной стадии на содержание законодательного акта, принятого парламентом, со стороны иных государственных органов большого практического значения не имеет, хотя и служит дополнительной гарантией предотвращения антиконституционных действий с их стороны.

Законотворчество - непрерывно развивающийся процесс, на который влияют проблемы экономики, политики, культуры, социальной жизни, накапливающийся опыт законотворчества в России и за рубежом, переменчивые внутри- и внешнеполитические и социально-экономические обстоятельства, а в современных условиях - еще и информационные технологии.

Предложим некоторые идеи и предложения, которые, на наш взгляд, могут и должны быть учтены в ходе дальнейшего развития российского законодательства и законотворчества.

1.Новые подходы к кодификации российского законодательства

За двадцать лет развития российского законодательства в русле Конституции Российской Федерации появился огромный нормативно-правовой материал. Со всей определенностью встает вопрос о проведении кодификации и систематизации действующего законодательства.

Ряд экспертов считают неэффективным подходить к кодификации законодательства как к сугубо юридико-технической задаче или пытаться решать ее по частям, например, только в отношении федеральных кодексов или системообразующих федеральных законов.

Кодификация действующего законодательства - всегда не только юридико-техническая, но прежде всего - общественно-политическая задача. Из этого вытекают следующие условия кодификации:

должны быть поняты ее значение, масштаб и возможные последствия;

важно изучить возможности принятия решения о допустимости принципиального пересмотра действующих норм в отраслях законодательства, а не только их внешнего упорядочения;

общество, государство, должностные лица должны быть готовы к восприятию и обсуждению принципиально иных системных правовых решений, нежели те, что содержатся сегодня в действующем законодательстве;

кодификация российского законодательства должна осуществляться на современном техническом уровне. В качестве первого шага к кодификации необходимо провести расчистку действующего российского законодательства от устаревших, потерявших актуальность, но формально не отмененных нормативных правовых актов.

Оценка регулирующего воздействия

Палатам Федерального Собрания необходимо энергично поддержать внедрение в практику института оценки регулирующего воздействия. Данный институт доказал свою эффективность при формировании правовой политики и оценке ее результативности за рубежом (США, Франция, Швейцария, Швеция, Канада, Австралия и так далее) и в настоящее время внедряется в практику государственного управления в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях.

На наш взгляд, необходимо создать единую технологическую цепь оценки регулирующего воздействия, начиная от замысла и разработки проекта управленческого решения через внесение в парламент в надлежащей нормативно-правовой форме, заканчивая мониторингом реализации и оценки наступивших последствий. Соответственно Совет Федерации и Государственная Дума должны сформировать свое звено в этой цепи - создать структуры и процедуры поддержки оценки регулирующего воздействия в стенах парламента.

Оптимизация законодательного процесса

В течение всего двадцатилетнего периода законодательной деятельности существует проблема так называемого скоростного законотворчества, когда законопроекты рассматриваются в парламенте в ускоренном режиме, без широкого общественного обсуждения, консультаций с субъектами Федерации, должного обсуждения в депутатском корпусе. Из года в год значительное число законопроектов поступает в Государственную Думу во внеплановом порядке как неотложные и срочные.

Результатом скоростного решения тактических задач являются сырые, плохо проработанные законодательные решения, которые запутывают законодательство, деформируют правовую систему, снижают уровень уважения к законам и тем, кто их принимает. Вместе с тем главная проблема скоростного изменения законодательства не в собственно скорости процесса, а в том, что законодательство перестает играть регулирующую роль, участники общественных отношений не успевают его воспринять (даже просто понять), внедрить в практику, начать реализовывать, атрофируется ощущение значимости регулирующего воздействия, наказание за несоблюдение закона воспринимается как неоправданное, несправедливое, в результате возникает недоверие к базовым институтам.

Экспертно-аналитическая оценка законопроекта

В дальнейшем усилении нуждается интеллектуальная составляющая законодательного процесса. Законодательная инициатива, как и положено, в парламенте должна проходить всестороннюю проверку и экспертизу. Необходимо принять комплекс мер, которые повысили бы роль профессиональной экспертизы, что служило бы противовесом скоростному законотворчеству, когда рассматриваются сырые законодательные инициативы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другое по теме:

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru