Государство » Основы законодательного процесса в европейских государствах » Вступление в силу

Вступление в силу

Страница 2

Исходя из того, что смыслом и правовым результатом законодательного процесса является нормативный правовой акт - закон, который не существует как правовая реалия до вступления его в силу, т. е. до того момента, пока не будет проведена процедура, с которой конституционные нормы связывают возникновение «правила поведения общеобязательного характера, гарантированного государством», следует согласиться с тем, что стадия промульгации и опубликования входит в структуру законодательного процесса парламентарных государств Западной Европы. Однако нужно указать, что содержание этой стадии составляет внепарламентская деятельность, так как субъектом, ее осуществляющим, выступает не парламент, а прежде всего высшие органы исполнительной ветви власти, что определяет особое положение законодательного процесса в системе разделения властей. Как отмечал Д. Л. Златопольский, «здесь речь идет об особом явлении, связанном с одобрением закона вне парламента, с фактическим вмешательством в деятельность единственного законодательного органа в государстве».

Участие исполнительной власти в издании законов, проявляющееся в конституционно закрепленном требовании по санкционированию результата ее деятельности, дает основания для выводов о существующем в парламентарных государствах распределении законодательного процесса как деятельности по изданию правовых норм между органами двух ветвей власти: законодательной и исполнительной - и отходе от традиционного провозглашения законодательной функции как исключительно парламентской прерогативы.

В ФРГ полномочия по опубликованию законодательного акта предоставлены главе государства. В силу ч. 1 ст. 82 Основного закона ФРГ закон, принятый на основании его предписаний, после контрассигнации со стороны исполнительной власти в лице Федерального канцлера, а в ряде случаев и компетентного федерального министра, готовится Федеральным президентом к официальной публикации в «Федеральном вестнике законов».

Полный текст законопроектов, в комплекте с рассуждением, и поправками, публикуются в Bundestags-Drucksache или Bundesrats-Drucksache (печатные издания Бундестага и Бундесрата), серийное издание Бундестага и Бундесрата, соответственно. Обсуждение законопроектов в Бундестаге и Бундесрате заносятся в протоколы пленарных заседаний (Stenographische Berichte ДЕЗ немецкой Bundestages и Stenographische Berichte ДЕЗ немецкой Bundesrates, также называемый Plenarprotokolle). Эти источники индексируются в Реестр цу ден Verhandlungen де немецкой Bundestags унд дес Bundesrats (Индекс на заседаниях германского Бундестага и Бундесрата), которое было опубликовано на немецком парламенте (отдел документации) с 1949 года и появляется в виде сброшюрованного комплекта (и в микрофишах Формат) в конце каждого парламентского созыва. Информация доступна через стенд дер Gesetzgebung дес Бундес (состояние федерального законодательства), а looseleaf сервис опубликовано Номос издательствами; материалы предыдущих парламентских условия (начиная с 1972) публикуются в связанные наборы того же издателя.

Значительная часть этой информации теперь доступен в Интернете через погружение (сокращенно Dokumentations - Informationssystem унд фюр Parlamentarische Vorgänge – документации и информационной системы Парламентской деятельности) [http://dip.bundestag.de/], шлюз к парламентской информации, инициированной германского Бундестага.

Деятельность главы государства на данном этапе состоит в засвидетельствовании подлинности текста законодательного акта или его аутентичности с подлинником. Значение таких государственно-нотариальных действий Федерального президента, как отмечают немецкие авторы, заключается в том, что «оформление законов является символическим выражением придания общеобязательной силы принимаемым решениям, поскольку подготовленный таким образом и опубликованный затем в „Федеральном вестнике законов“ закон является актом парламента, а не просто решением парламентского большинства».

Впрочем, на этот счет имеется и иная точка зрения: некоторые немецкие государствоведы полагают, что подобные полномочия - это «рудимент монархической формы правления, сосредоточивавшей в свое время в руках монарха законодательную власть. На сегодня же в условиях предоставления всей полноты законодательной власти парламенту подобная сфера полномочий Федерального президента выступает как чужеродный элемент, нуждающийся в реформировании». В качестве альтернативы реформы полномочий Федерального президента по промульгации законов они предлагают модель процедуры, закрепленной в конституциях земель Берлина и Бранденбурга, где полномочия по промульгации принятых ландтагами законодательных актов осуществляются председателем парламента. Так, согласно ст. 81 Конституции земли Бранденбург после принятия закона ландтагом президент ландтага немедленно готовит его к опубликованию.

Как следует оценивать подобные полномочия Федерального президента с точки зрения его свободы и зависимости при их реализации? Изменилась ли в настоящее время ситуация, охарактеризованная как формальность М. В. Кечеджи- Шаповаловым, считавшим, что «поскольку глава государства по конституции не пользуется даже задерживающим вето, то это право является простой обязанностью исполнительной власти»?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Убийство матерью новорожденного ребенка
Объектом преступления является жизнь рождающегося человека. Умышленное лишение матерью жизни ребенка, не относящегося к разряду новорожденных, не будет рассматриваться как совершение привилегированного убийства, ответственность за которое предусмотрена ст. 106 УК. Потерпевшим от этого преступления ...

Измерение линейных размеров
В процессе исследования любого пожара, при составлении протокола осмотра, возникает необходимость установления размеров здания, помещения, предметов мебели и расстояния между ними, описываемых вещественных доказательств. В тех случаях, когда определение больших размеров и расстояний не имеет сущест ...

Договор банковского вклада
Примитивно банковскую деятельность можно представить как привлечение банком денег от населения и организаций по договору банковского вклада (банк платит вкладчикам проценты) для передачи этих денег другим гражданам и организациям по кредитному договору (банк получает от заемщика проценты). Разница ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru