Актуальность данного исследования заключается в том, что, законодательная деятельность — сложный, многофакторный процесс, сочетающий политическое и законотворческое начала. На первый взгляд, ей уделяется достаточное внимание законодательных органов федерального и регионального уровней: политиков и юристов, специалистов различных областей знания и науки. Законодательная деятельность сегодня, как и 100 лет назад, когда зародился российский парламентаризм, остается в числе наиболее актуальных и важнейших. Тем не менее российская, международная политическая и законодательная практика свидетельствует о существующих здесь проблемах, обусловленных, с одной стороны, неустойчивым и теоретически недоработанным соотношением роли и места политики и права в этом самом процессе, с другой — его качеством, которое во многом зависит от доминантности в данный исторический момент отношений между политикой и правом.
Термин «законодательная деятельность» уже вошел в политический и юридический лексикон, но его содержание и понимание пока не вполне ясны. В нашем изложении наиболее полное и точное его толкование может быть связано с представлениями о том, что этот термин охватывает по содержанию совокупность основных направлений деятельности в соответствии со строгой регламентацией не только парламента, но и президента, правительства, политических партий, депутатов, их фракций и групп, комитетов и комиссий, групп давления и т.д. Другими словами, законодательная деятельность существенно расширяет круг возможных участников, субъектов инициации и представления проблемы в виде проекта, а потом и закона. Разумеется, сюда включены традиционные для парламента виды деятельности — законодательная, представительная, контрольная, избирательная, а также самоорганизация и самосовершенствование.
Следует подчеркнуть, что законодательная деятельность на всех стадиях имеет техническую (преимущественно юридическую) и политическую составляющие. Конечно, эти ее виды должны находиться в органичной взаимосвязи, обеспечивая и дополняя друг друга, обладая определенной структурной пропорциональностью и «взвешенностью» в общей системе разделения властей. От этого во многом зависят возможности нормальной деятельности всех субъектов законодательного процесса. Употребление здесь слова «нормальной» должно пониматься в смысле «качественной», ибо в этом суть проблемы законодательной деятельности. Разумеется, никто не стремится к некачественному законотворчеству. Однако вопрос о качестве законов почти всегда сводится к положительной или негативной оценке деятельности парламента и депутатов, которые считаются ответственными за национальное и региональное законодательство.
Парламенты действительно, в фундаментальном и формальном смысле, ответственны за принятые законы. В то же время и подотчетны обществу, особенно в период выборных кампаний. Вместе с тем опрометчиво предполагать, что они, как институты законодательной власти, «пишут» законы. Парламенты функционально рассматривают и принимают законопроекты, вводят законодательство в действие. Особенная их роль состоит в определении того, кто формирует правительство, которое вносит законопроекты.
Более того, роль парламентов все более возрастает и в такой функции, как охрана и защита избирателей от чрезмерного вмешательства правительства, государственного чиновничества и неэффективного правления.
В связи с актуальностью данной проблемы можно сформулировать цель исследования: изучить основы законодательного процесса в европейских государствах (Германия, Швейцария, Россия).
Объект исследования: законодательные процессы в европейских государствах (Германия, Швейцария, Россия).
Предмет исследования: конституционно-правовое регулирование законодательного процесса в европейских государствах (Германия, Швейцария, Россия).
Задачи исследования:
выделить понятие, признаки и значение законодательного процесса;
проанализировать историю становления и развития законодательного процесса в России, Германии и Швейцарии;
охарактеризовать законодательный процесс в Германии и Швейцарии; определить нормативную базу, структуру парламента и стадии законодательного процесса;
провести сравнительный анализ законодательного процесса в Германии, Швейцарии и России;
выделить принятие и одобрение, устранение разногласий между палатами парламента и вступление в силу.
Методы исследования: решение указанных задач предопределяет широкое использование таких научных методов, как диалектический и юридико-логический, необходимых при изложении и анализе правовых норм. Теоретическую основу исследования составили научные труды таких авторов, как С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, И.П. Ильинского, Ю.И. Лейбо, В.В. Маклакова, Б.А. Страшуна, В.Е. Чиркина, Л.М. Энтина и др.
Нормативную основу исследования составили действующие в настоящее время федеральная конституция и законодательные акты Германии. Структура работы Поставленная в работе цель позволила сформировать следующую структуру работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Методология теории государства и права
Методологической основой теории государства и права является философия, которая изучает наиболее общие законы развития человеческого бытия, мышление человека. Методы теории государства и права можно разделить на общие, специальные и частные. К общим методам, например, относятся: 1) метод анализа и ...
Участие в процессе органов гос. управления,
профсоюзов, предприятий, учреждений, организаций и отдельных граждан,
защищающих права других людей
Гражданский процессуальный закон предусматривает участие органов государственного управления, профсоюзов, государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций или отдельных граждан в процессе в защиту не свои ...
Неправовые теории
Г. Еллинек в работе «Общее учение о государстве» помимо правовых теорий выделяет, так называемые, неправовые теории обоснования государства. Он определяет их как религиозную, этическую, психологическую и физическую точки зрения, объясняющие необходимость существования государства. Эти учения я расс ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.