Юриспруденция » Развитие экономической основы муниципального хозяйства » Нормативно-правовое обеспечение экономической основы муниципального хозяйства

Нормативно-правовое обеспечение экономической основы муниципального хозяйства

Страница 5

Статья 215 Гражданского кодекса РФ воспроизводит понятие «муниципальная собственность», содержащееся в Законе «О собственности в РСФСР», как имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям и другим муниципальным образованиям.

Нуждается в уточнении включение природных ресурсов в перечень объектов муниципальной собственности.

На основании СТ. 1 Закона «Об охране окружающей среды» N2 7 -ФЗ природные ресурсы - это компоненты природной среды, природные объекты и т.д. В свою очередь, компоненты природной среды включают землю, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы. Согласно СТ. 12 Закона «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Таким образом, «другие природные ресурсы», находясь в государственной собственности, могут быть и в муниципальной собственности.

Муниципальная собственность отличается как от государственной, так и от частной. Она служит общему благу, а не интересам лица (группы лиц), не может быть ориентирована только на получение прибыли, хотя рациональное ее использование является обязательным.

Собственность порождает имущественные отношения по поводу субъектной принадлежности вещей, присвоения, отчуждения, обмена, Т.е. права владения, пользования и распоряжения. На муниципальное имущество распространяется вещное право хозяйственного управления (ст. 19 ГК РФ). Объектами права являются вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага, любое имущество, кроме относимого только к государственной собственности.

Права собственника, в том числе права использования и распоряжения, муниципальное образование передает органам местного самоуправления, которые самостоятельно управляют имуществом, определяют условия его обращения, передачи в пользование, аренду, отчуждения, иных сделок, а также создания и реорганизации предприятий с учетом интересов населения.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации муниципальное имущество подразделяется следующим образом:

закрепляемое за муниципальными предприятиями и учреждениями на правах хозяйственного ведения и оперативного управления;

составляющее муниципальную казну, т.е. средства местного бюджета и иное муниципальное имущество.

Такое деление имущества необходимо также для установления имущественной ответственности муниципального образования и созданных им юридических лиц по обязательствам.

Режимы хозяйственного ведения и оперативного управления составляют правовую основу управления муниципальной собственностью.

На правах хозяйственного ведения функционируют муниципальные предприятия, а на праве оперативного управления - муниципальные учреждения.

Объекты муниципальной собственности классифицируют также на недвижимое и движимое имущество, по-разному участвующие в хозяйственном обороте. К объектам недвижимого имущества относятся:

земельные участки;

недра и другие природные ресурсы;

здания и сооружения;

предприятия;

учреждения;

жилищный фонд.

К объектам движимого имущества относятся:

пакеты акций, доли участия в хозяйственных обществах;

средства бюджета и внебюджетных фондов;

прочее.

Имущественные отношения связаны с использованием и воспроизводством объектов собственности; при этом функции собственника имущества в основном заключаются в обеспечении соблюдения нормативно-технических требований к его использованию, содержанию, а при определенных условиях - к финансированию воспроизводства. Собственник также страхует возможные риски. Непосредственное управление осуществляют образуемые собственником субъекты управления.

В качестве экономической основы местного самоуправления муниципальное имущество оправдывает свое существование через выполнение органами власти социальных функций; производственные функции здесь непосредственно связаны с социальными, их эффективность, в конечном счете, измеряется социальным эффектом, который достигается, если предоставление услуг осуществляется по ценам ниже рыночных или возможных рыночных в случае замены муниципальных услуг коммерческими. Немалая часть объектов производственной и социальной инфраструктуры функционирует на коммерческих началах и приносит доход населению через местный бюджет, реализуя экономический эффект, который выражается в развитии территории, повышении эффективности услуг, улучшении экологии, получении высоких доходов для поддержки социальных объектов.

Постановление Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» № 3020-1 от 27 декабря 1991 г. положило начало первому крупному переделу разграничению государственной собственности между уровнями публичной власти, т.е. Российской Федерацией, субъектами РФ и местным самоуправлением. Для этого определены:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другое по теме:

Понятие и предмет конституционного права
Прежде чем дать определение, что такое конституционное право и говорить, что собой представляет предмет данной отрасли права, следует сказать, что конституционно право это одна из важнейших отраслей права, направленная на регулирование многих общественных отношений. Итак, конституционное право - пр ...

Анализ оперативной обстановки
в г. Семей за 2005 – 2009 гг. За рассматриваемый период в области произошло 3312 пожаров, материальный ущерб от которых составил 56, 782, 774 тыс. тенге. Количество пожаров по годам отображено в таблице 1. Таблица 1. 2005 2006 2007 2008 2009 За 5 лет Количество пожаров 570 1147 501 637 457 3312 Диа ...

Государственная Дума – представительный и законодательный орган РФ
Роль законотворческого процесса в государственном механизме нельзя переоценить. Законы могут подталкивать либо задерживать развитие тех или иных общественных отношений, решать либо быть препятствием в решении государственных задач. Важно, чтобы законы соответствовали состоянию общества, уровню разв ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru