Юриспруденция » Прокурорский надзор деятельности по приему заявлений о преступлениях » Полномочия прокурора, направленные на выявление нарушений закона

Полномочия прокурора, направленные на выявление нарушений закона

Страница 5

Сроки разрешения заявлений, сообщений (до 3-х дней, от 3 до 10 дней, свыше 10 дней, до 30 дней), нарушены сроки проверки из числа принятых решений, характер нарушений, выявленных в ходе проверки;

Кем принимались решения в порядке ст.145 УПК РФ (следователи, дознаватели, органы дознания);

Номера материалов об отказе в возбуждении уголовного дела и уголовных дел, возбужденных в истекшем периоде в связи с отменой постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, в том числе после отмены с проведением дополнительной проверки, где инициатором отмены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела был прокурор (с указанием статьи УК РФ, даты возбуждения);

Принятые меры прокурорского реагирования (внесено представление, наказано по представлениям прокурора, проведено проверок в порядке ст.144 УПК РФ в отношении должностных лиц поднадзорных органов, возбуждено в отношении них уголовных дел – с приложением копий соответствующих решений);

Анализ результативности мер реагирования по результатам предыдущей проверки (в том числе, решение организационных вопросов, оказывалась ли прокуратурой практическая, методическая помощь в улучшении работы по разрешению заявлений, сообщений о преступлениях, сколько и с кем проведено занятий, их темы);

Конкретные предложения прокурора по улучшению работы поднадзорного органа, а также совершенствованию надзора на данном участке.

Кроме того, такого рода проверки могут проводиться при рассмотрении заявлений, жалоб и иных обращений на действия и решения соответствующих субъектов уголовного процесса либо по результатам их рассмотрения.

Проверка законности процессуальных решений, принимаемых по заявлениям, сообщениях о преступлениях (ст.37 УПК РФ).

Круг этих решений определен ч.1 ст.145 УПК РФ и включает в себя, как было отмечено ранее, решение о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передачи сообщения по подследственности, по уголовным делам частного обвинения – в суд. Определенной особенностью этого полномочия является обязательность проведения проверки законности решения о возбуждении уголовного дела, которая осуществляется во всех случаях без исключения в связи с получением согласия прокурора на возбуждение уголовного дела.

Некоторые исследователи предлагают дополнить этот перечень указанием на возможность оставления заявления, сообщения без рассмотрения в случае, если оно не отвечают требованиям, установленным для него законом (не подписано заявителем, подано не лицом, непосредственно потерпевшим от преступления, в случае возможности возбуждения уголовного дела не иначе, как по заявлению и др. Полагаем, что большинство из указанных «пороков» заявлений, сообщений о преступлениях могут и должны быть устранены на этапе их приема и регистрации. Все необходимые реквизиты заявлений о преступлениях достаточно полно изложены в ст.141 УПК РФ. Расширение их перечня может затруднить процесс своевременного информирования специально уполномоченных органов о фактах преступлений, кроме того, возможность оставления заявления, сообщения без рассмотрения, свидетельствовала бы о «пассивности» государства в лице уполномоченных органов в обеспечении быстрого и полного раскрытия преступлений, предполагая возможность по формальным основаниям отказывать в приеме заявлений, сообщений о преступлениях, требовать их уточнения и т.д.

Требование производства документальных проверок, ревизий и привлечение к их участию специалистов (ст.144 УПК РФ);

Поручение проведения проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, органу дознания или следователю (ст.144 УПК РФ);

Рассмотрение прокурором в течении 3-х суток (в исключительных случаях – до 10 суток) жалоб на действия и решения органов и должностных лиц, разрешающих заявлений, сообщения о преступлениях, с вынесение постановления о результатах их рассмотрения (ст.124 УПК РФ).

Круг субъектов обжалования ограничен лицами, интересы которых затрагиваются производимыми процессуальными действиями и принимаемыми процессуальными решениями (ст.123 УПК РФ). Эта норма ограничивает возможности обжалования, поскольку буквальное толкование ее не позволяет, в зависимости от обстоятельств конкретных случаев, включить в перечень затрагивающих интересы лица не процессуальные действия органов и должностных лиц. Полагаем, что это не в полной мере учитывает принцип свободы обжалования, вытекающий из конституционных положений (ст.ст.45, 46 Конституции РФ) о государственной защите прав и свобод человека и гражданина, о праве обжаловать любые действия и решения органов государства. Таким образом, полагаем, указанная норма нуждается в корректировке.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Обеспечительные вещные права
Особую группу ограниченных вещных прав составляют вещные права, обеспечивающие надлежащее исполнение обязательств. К их числу относятся залоговое право и право удержания. Объектом обоих названных прав могут являться как недвижимые, так и движимые вещи (а объектом залога — и некоторые имущественные ...

Нормативно-правовые основы управления заказом для государственных и муниципальных нужд
Система государственных и муниципальных закупок зарекомендовала себя как инструмент, позволяющий обеспечивать выполнение органами государственной власти и местного самоуправления своих функций во взаимодействии с предпринимательством. Рынок государственных и муниципальных закупок постоянно развивае ...

Форма и государственная регистрация договора
Специальные требования к форме аренды здания (сооружения) состоят в том, что такой договор должен быть заключен в виде единого документа, подписанного сторонами. Несоблюдение этих требований влечет недействительность договора. ГК не требует нотариального удостоверения договора аренды здания или соо ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru