Говоря о полномочиях прокурора в указанной сфере, прежде всего, необходимо определиться со смысловым значением категории полномочие. В русском языке полномочие означает право, предоставленное кому-нибудь на совершение чего-нибудь. В свою очередь право представляет собой, в том числе, узаконенную возможность что-либо осуществлять, действовать, поступать каким-нибудь образом.
Следовательно, основополагающими моментами, определяющими смысловую природу полномочий прокурора, полагаем, являются следующие:
Право на совершение определенных действий – в данном случае – атрибут определенного должностного лица – прокурора;
Сама возможность совершения определенных действий составляет суть, предмет этого права и обеспечивает выполнение задач, стоящих перед прокурором;
Указанное право базируется на его регламентации, обеспечении и защите, в данном случае, законом.
Полномочия прокурора, содержащиеся в УПК РФ, можно традиционно разделить на три группы: полномочия, направленные на выявление нарушений закона; полномочия, направленные на устранение нарушений закона; полномочия, направленные на предупреждение нарушений закона. Характерной их чертой является то, что эти полномочия носят ярко выраженный властно-распорядительный характер, как было уже обозначено нами ранее. Полномочия прокурора являются универсальными: ими в большинстве случаев пользуются не только сами прокуроры, но и их заместители, старшие помощники, помощники, прокуроры отделов и управлений. Такие полномочия в одинаковой степени распространяются на все поднадзорные органы.
Реализация полномочий позволяет решать триединую задачу: выявлять нарушения закона в деятельности поднадзорных субъектов, устранять выявленные нарушения и предупреждать их. Предпосылкой осуществления надзорных полномочий прокурором являются нормы закона, предусматривающие соответствующие права и обязанности прокурора.
Особенностью надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях вообще уже достаточно давно в юридической литературе признается отсутствие детализации полномочий прокурора, по сравнению с иными направлениями.
Полномочия прокурора по надзору за уголовно-розыскной деятельностью и предварительным расследованием соответственно устанавливаются уголовно-розыскным законодательством (законодательством теории оперативно-розыскной деятельности) и уголовно-процессуальным законодательством.
Полномочия прокурора регламентируются УПК РФ, ФЗ «О прокуратуре РФ», ведомственными актами. Подробная регламентация полномочий прокурора представлена в УПК РФ. Кодекс расширяет круг полномочий, дублирует их, добавляет новые. Они являются тем процессуальным инструментом, с помощью которого надзирающий прокурор способен добиться реального обеспечения законности.
В УПК РФ надзорные полномочия прокурора определяются в общем виде, вместе с тем отдельными нормативно-правовыми актами внесено много новых положений, направленных, прежде всего, на повышение роли прокурора в обеспечении прав заинтересованных лиц, предупреждение и устранение нарушений закона.
Правовой режим полномочий прокурора в рассматриваемой сфере должен соответствовать тому, который существует в рамках дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскной деятельности, о чем нами уже было сказано ранее.
Особенность полномочий прокурора определяет их императивность. Сам характер деятельности органов и должностных лиц, разрешающих заявления, сообщения о преступлениях предопределяет необходимость наделения прокурора полномочиями, позволяющими ему своевременно выявлять допущенные ими нарушения закона, действенно реагировать на каждый случай неисполнения требований закона.
Прокурор, осуществляющий проверку исполнения требований закона о приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, обращает внимание на такие обстоятельства, как: полнота, правильность учета и регистрации поступивших в соответствующий орган заявлений и сообщений о преступлениях; соблюдение установленных законом сроков их проверки; законность и обоснованность принятого одного из трех предусмотренных в законе решений:
1) о возбуждении дела;
2) об отказе в возбуждении дела;
Классификация диверсий
Фактором, затрудняющим разработку понятия и подходов к классификации диверсии, является проблема отождествления диверсии с террором и терроризмом. В словаре иностранных слов «террор» определяется как политика устрашения, подавления политических противников насильственными мерами. Статья 205 Уголовн ...
Основные виды закона
Будучи весьма схожими между собой по способу формирования, юридической силе, месту и роли в системе права, законы тем не менее значительно отличаются друг от друга. Они подразделяются на определенные виды. Существуют различные критерии классификации законов. Классификация законов основывается на ра ...
Развитие теоретических взглядов на проблему борьбы с коррупционными преступлениями
Зарождение коррупции как социального явления объективно связано с первоначальной узурпацией права управлять людьми и общим имуществом, имевшей место задолго до возникновения государственности. Первым коррупционером, по-видимому, стал тот вождь, который, наложив руку на общинное имущество, сказал: « ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.