Юриспруденция » Прокурорский надзор деятельности по приему заявлений о преступлениях » Полномочия прокурора, направленные на выявление нарушений закона

Полномочия прокурора, направленные на выявление нарушений закона

Страница 1

Говоря о полномочиях прокурора в указанной сфере, прежде всего, необходимо определиться со смысловым значением категории полномочие. В русском языке полномочие означает право, предоставленное кому-нибудь на совершение чего-нибудь. В свою очередь право представляет собой, в том числе, узаконенную возможность что-либо осуществлять, действовать, поступать каким-нибудь образом.

Следовательно, основополагающими моментами, определяющими смысловую природу полномочий прокурора, полагаем, являются следующие:

Право на совершение определенных действий – в данном случае – атрибут определенного должностного лица – прокурора;

Сама возможность совершения определенных действий составляет суть, предмет этого права и обеспечивает выполнение задач, стоящих перед прокурором;

Указанное право базируется на его регламентации, обеспечении и защите, в данном случае, законом.

Полномочия прокурора, содержащиеся в УПК РФ, можно традиционно разделить на три группы: полномочия, направленные на выявление нарушений закона; полномочия, направленные на устранение нарушений закона; полномочия, направленные на предупреждение нарушений закона. Характерной их чертой является то, что эти полномочия носят ярко выраженный властно-распорядительный характер, как было уже обозначено нами ранее. Полномочия прокурора являются универсальными: ими в большинстве случаев пользуются не только сами прокуроры, но и их заместители, старшие помощники, помощники, прокуроры отделов и управлений. Такие полномочия в одинаковой степени распространяются на все поднадзорные органы.

Реализация полномочий позволяет решать триединую задачу: выявлять нарушения закона в деятельности поднадзорных субъектов, устранять выявленные нарушения и предупреждать их. Предпосылкой осуществления надзорных полномочий прокурором являются нормы закона, предусматривающие соответствующие права и обязанности прокурора.

Особенностью надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях вообще уже достаточно давно в юридической литературе признается отсутствие детализации полномочий прокурора, по сравнению с иными направлениями.

Полномочия прокурора по надзору за уголовно-розыскной деятельностью и предварительным расследованием соответственно устанавливаются уголовно-розыскным законодательством (законодательством теории оперативно-розыскной деятельности) и уголовно-процессуальным законодательством.

Полномочия прокурора регламентируются УПК РФ, ФЗ «О прокуратуре РФ», ведомственными актами. Подробная регламентация полномочий прокурора представлена в УПК РФ. Кодекс расширяет круг полномочий, дублирует их, добавляет новые. Они являются тем процессуальным инструментом, с помощью которого надзирающий прокурор способен добиться реального обеспечения законности.

В УПК РФ надзорные полномочия прокурора определяются в общем виде, вместе с тем отдельными нормативно-правовыми актами внесено много новых положений, направленных, прежде всего, на повышение роли прокурора в обеспечении прав заинтересованных лиц, предупреждение и устранение нарушений закона.

Правовой режим полномочий прокурора в рассматриваемой сфере должен соответствовать тому, который существует в рамках дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскной деятельности, о чем нами уже было сказано ранее.

Особенность полномочий прокурора определяет их императивность. Сам характер деятельности органов и должностных лиц, разрешающих заявления, сообщения о преступлениях предопределяет необходимость наделения прокурора полномочиями, позволяющими ему своевременно выявлять допущенные ими нарушения закона, действенно реагировать на каждый случай неисполнения требований закона.

Прокурор, осуществляющий проверку исполнения требований закона о приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, обращает внимание на такие обстоятельства, как: полнота, правильность учета и регистрации поступивших в соответствующий орган заявлений и сообщений о преступлениях; соблюдение установленных законом сроков их проверки; законность и обоснованность принятого одного из трех предусмотренных в законе решений:

1) о возбуждении дела;

2) об отказе в возбуждении дела;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Проблемы практики применения условного осуждения
Степень совершенства и эффективность закона проверяются практикой его применения. Суды, как мы уже отмечали ранее, достаточно широко применяют условное осуждение. Широкое применение условного осуждения требует тщательной теоретической разработки вопросов, связанных с проблемой, так как эффективност ...

Процедура рассмотрения дел мировыми судьями
Переходя к освещению процесса непосредственного рассмотрения мировым судьей дел об административных правонарушениях, следует отметить, что для такого этапа правоприменительной деятельности, как судебное разбирательство и принятие решения, также характерна определенная последовательность действий, к ...

Правовая основа организации и функционирования судебных органов Российской Федерации
Деятельность судебной власти связана с государственным управлением. Последнее состоит в целенаправленном практическом воздействии государства на общественные отношения для их упорядочивания и оказания регулирующего влияния. Следовательно, в сфере деятельности судебной власти можно говорить о судебн ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru