Юриспруденция » Прокурорский надзор деятельности по приему заявлений о преступлениях » Полномочия прокурора, направленные на выявление нарушений закона

Полномочия прокурора, направленные на выявление нарушений закона

Страница 6

Продление срока рассмотрения срока рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий по ходатайству следователя, дознавателя – до 30 суток (ч.3 ст.144 УПК РФ).

Необходимость продлевать срок проверки по заявлению, сообщению о преступлении появилась уже давно. Предложение по данному вопросу высказывались еще в 60-70 гг. прошлого века.

Актуальность данного вопроса на практике возникает в случае, когда в установленный законом срок осуществить все необходимые действия по объективным причинам не представилось возможным (отсутствие лиц, объяснения которых необходимы, документов и материалов, подтверждающих заявленные факты и т.д.). А также, когда проверка по заявлению, сообщению о преступлении проведена некачественно, недостаточно полно или по другим причинам.

Ранее действовавшее уголовно-процессуальное законодательство не позволяло официально продлевать сроки рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях. Однако на практике фактически эти сроки продлевались, либо по надуманным основаниям (в отсутствии законных), либо путем проведения «дополнительных» проверок «за официальными сроками» по устной договоренности либо по прямому указанию надзирающих прокуроров, иногда уже после принятия процессуального решения по заявлению, сообщению. Стоит заметить, что и в настоящее время имеют место такого рода «продления».

Продление сроков проверки по заявлению, сообщению о преступлении в УПК РФ является лишь закреплением давно сложившейся практики.

Превращению института продления указанных процессуальных сроков в универсальное средство «волокиты» при разрешении заявлений, сообщений о преступлениях, препятствовало бы, на наш взгляд, законодательное ограничение неоднократности таких продлений. Разумный срок, введенный в законодательство сравнительно недавно, нивелировал некоторые проблемы, но не искоренил их полностью.

В литературе высказана позиция о том, что буквальное толкование ч.3 ст.144 УПК РФ позволяет сделать вывод о том, что прокурор не может сам быть инициатором продления сроков рассмотрения сообщения о преступлении на основании анализа разрешаемого им лично материала. Мы полагаем, что это не согласуется с предоставлением ч.1 той же статьи прокурору полномочий по непосредственному разрешению сообщений о преступлении. В этом смысле прокурор такой же участник процесса, как и следователь, и дознаватель и законодательно лишать его права на инициирование продления срока рассмотрения сообщения перед вышестоящим прокурором либо «по умолчанию» вносить неопределенность в этот вопрос, как нам представляется, нельзя.

Результативность ходатайства о продлении срока рассмотрения сообщения о преступлении определяется, прежде всего, своевременность его внесения полномочному должностному лицу, обоснованностью ходатайства и его своевременным разрешением. Сам факт внесения подобного ходатайства и его своевременность должны свидетельствовать о проделанной работе, результаты которой указывают на необходимость ее продолжения для установления фактов, обстоятельств, а также и фактической невозможности завершить проверку в установленный законом срок. Таким образом, это исключит возможность досрочного ходатайства о продлении срока проверки, как отмечается в науке, «на перспективу». Из этого следует, что необходимо привести в ходатайстве перечень выполненных мероприятий, планируемых мероприятий и обосновать их юридическую значимость. Повышению качества разрешения такого ходатайства будет, на наш взгляд, способствовать представление его полномочному должностному лицу вместе с материалом проверки. Решение по результатам рассмотрения ходатайства должно приниматься в день его поступления, желательно немедленно после изучения материала проверки.

Кроме того, повышение ответственности за принятие решения о продлении срока, полагаем, будет способствовать дополнение соответствующей нормы УПК РФ обязанностью прокурора, следователя, дознавателя, органа дознания письменно уведомить заявителя о факте продления, вручив ему соответствующий документ.

Анализ рассмотренных вопросов позволяет сформулировать ряд предложений по совершенствованию действующего уголовно-процессуального законодательства. Так, в науке предлагается ввести изменения в УПК РФ с целью ликвидации обозначенных пробелов в Законе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Другое по теме:

Обзор нарушений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд
Контролирует деятельность Главного управления материальных ресурсов по Челябинской области Управление Федеральной антимонопольной службы, в частности - соблюдение законодательства при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд Челябинской области. В 2011 году по сравнению с 2010 го ...

Третьи лица как участники гражданского процесса
В ст.34 ГПК РФ к числу лиц, участвующих в деле, отнесены третьи лица. Как и стороны, третьи лица в гражданском процессе могут появиться только в исковом производстве. Сторон в исковом производстве бывает только две. В связи с этим третьим участником гражданского процесса может стать третье лицо. От ...

Анализ оборота алкогольной продукции в Челябинской области на примерах ООО «Совушка»
Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции в Челябинской области осуществляется в соответствии с Законом Челябинской области от 20.12.2006 N 64 "О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции" (далее - Закон N 64). Розничная продажа алкогольной проду ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru