Юриспруденция » Прокурорский надзор деятельности по приему заявлений о преступлениях » Полномочия прокурора, направленные на выявление нарушений закона

Полномочия прокурора, направленные на выявление нарушений закона

Страница 2

3) о передаче заявления или сообщения по подследственности.

Обращаясь к тексту Закона, следует отметить весьма важные положения. Заявителю в соответствии с ч.4 ст.144 УПК РФ выдается документ о принятии заявления с указанием лица, принявшего заявление, даты и времени его принятия. В соответствии с ч.5 ст.144 УПК РФ необоснованный отказ в приеме заявлений, сообщений о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд. Соблюдение требований закона о порядке приема, регистрации, проверки и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях во многом определяется уровнем прокурорского надзора за исполнением законов правоохранительными органами, рассматривающими и разрешающими заявления и сообщения о преступлениях.

В обязанности прокуроров входит не только проверка соблюдения правоохранительными органами порядка приема, регистрации, проверки и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, но и принятие соответствующих мер по устранению этих нарушений.

Срок до трех суток для решения вопросов о возбуждении уголовного дела предусмотрен для случаев, когда нужно собрать сведения путем установления граждан, которым известны обстоятельства совершенного деяния, получения от них объяснений, истребования документов и т. п., т. е. для установления достаточных данных, необходимых для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Долг прокурора — требовать безотлагательного возбуждения уголовного дела, как только для этого будет достаточно оснований, не дожидаясь окончания трехсуточного срока.

Согласно ч.2 ст.144 УПК РФ срок принятия решения по заявлению и сообщению о преступлении может быть продлен до 10 суток руководителем следственного органа по ходатайству следователя и начальником органа дознания по ходатайству дознавателя. При необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя, вправе продлить этот срок до 30 суток.

Своевременное и правильное исполнение требований закона о приеме, учете и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях не только обеспечивает быстрое и полное раскрытие преступлений, но и является гарантией обоснованного привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений, и предупреждения случаев привлечения к уголовной ответственности невиновных.

Нарушение закона о приеме, учете и разрешении заявлений и сообщений вводит общественность в заблуждение относительно состояния правопорядка и законности, не позволяет государственным органам знать истинное состояние преступности, ее структуру и динамику, что, в конечном счете, не позволяет правильно определить направления борьбы с преступностью.

Однако следует иметь в виду, что отдельные сотрудники системы органов прокуратуры к исполнению своих обязанностей относятся формально, забывая о значении надзорной функции в борьбе с преступностью или вовсе умаляя его.

Действующим уголовно-процессуальным законодательством специально выделен лишь ряд полномочий прокурора по надзору за исполнением законов в указанной сфере. Остальные охватываются полномочиями по надзору в целом за законностью деятельности органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность. Рядом авторов, в качестве особенности отечественного уголовного процесса, отмечается осуществление прокурором в отношении органов и должностных лиц, разрешающих заявления, сообщения о преступлениях, не только надзор с точки зрения соблюдения законности, но и, в ряде случаев, своеобразное оперативное руководство ими. Поэтому прокурор не опротестовывает незаконные действия и решения субъектов указанной деятельности, а отменяет их или дает обязательные для них указания о совершении тех или иных действий, принятии тех или иных решений. Некоторые авторы, анализируя полномочия прокурора в указной сфере, употребляют термин «процессуальное руководство».

Полагаем, что последний термин в настоящее время неточно определяет надзорные полномочия прокурора. Так как, во-первых, указанный термин отсутствует в УПК РФ, кроме того, осуществление прокурором надзора за процессуальной деятельностью характерно для последующих стадий уголовного процесса, в которых сама деятельность поднадзорных органов носит процессуальный характер, связанный с принятие тех или иных процессуальных решений. В этой связи отдельные процессуалисты отмечают негативный характер попыток превратить прокуратуру в орган руководства расследованием, что чревато ослаблением ее надзорных функций, снижением уровня объективности при проверке законности решений и действий органов расследования. Нормы же действующего законодательства свидетельствуют об особом правовом положении прокурора при осуществлении надзора.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Aдминистрaтивно-прaвовой стaтус оргaнов исполнитeльной власти
Aдминистрaтивно-прaвовой стaтус оргaнов исполнитeльной влaсти опрeдeляeтся Конституциeй Российской Фeдeрaции, конституциями рeспублик в состaвe России, фeдeрaльными и иными зaконaми (нaпримeр, Фeдeрaльный конституционный зaкон «О Прaвитeльствe Российской Фeдeрaции), положeниями (нaпримeр, Положeниe ...

Содержание трудового договора
Перемены в социально-экономической сфере, произошедшие за последнее время нашей стране, привели к появлению новых возможностей для граждан в области применения ими своих способностей к труду. Сегодня российское законодательство закрепляет свободу труда. Положения российского законодательства, соотв ...

Понятие и виды хозяйственных споров
Хозяйственные споры — это разновидность правовых споров, они возникают в процессе осуществления хозяйственной деятельности. В правовой науке нет единого мнения о природе хозяйственных споров, об их отношении к той или иной отрасли и даже о названии. Хозяйственные споры чаще всего возникают в резуль ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru