Юриспруденция » Прокурорский надзор деятельности по приему заявлений о преступлениях » Полномочия прокурора, направленные на выявление нарушений закона

Полномочия прокурора, направленные на выявление нарушений закона

Страница 2

3) о передаче заявления или сообщения по подследственности.

Обращаясь к тексту Закона, следует отметить весьма важные положения. Заявителю в соответствии с ч.4 ст.144 УПК РФ выдается документ о принятии заявления с указанием лица, принявшего заявление, даты и времени его принятия. В соответствии с ч.5 ст.144 УПК РФ необоснованный отказ в приеме заявлений, сообщений о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд. Соблюдение требований закона о порядке приема, регистрации, проверки и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях во многом определяется уровнем прокурорского надзора за исполнением законов правоохранительными органами, рассматривающими и разрешающими заявления и сообщения о преступлениях.

В обязанности прокуроров входит не только проверка соблюдения правоохранительными органами порядка приема, регистрации, проверки и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, но и принятие соответствующих мер по устранению этих нарушений.

Срок до трех суток для решения вопросов о возбуждении уголовного дела предусмотрен для случаев, когда нужно собрать сведения путем установления граждан, которым известны обстоятельства совершенного деяния, получения от них объяснений, истребования документов и т. п., т. е. для установления достаточных данных, необходимых для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Долг прокурора — требовать безотлагательного возбуждения уголовного дела, как только для этого будет достаточно оснований, не дожидаясь окончания трехсуточного срока.

Согласно ч.2 ст.144 УПК РФ срок принятия решения по заявлению и сообщению о преступлении может быть продлен до 10 суток руководителем следственного органа по ходатайству следователя и начальником органа дознания по ходатайству дознавателя. При необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя, вправе продлить этот срок до 30 суток.

Своевременное и правильное исполнение требований закона о приеме, учете и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях не только обеспечивает быстрое и полное раскрытие преступлений, но и является гарантией обоснованного привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений, и предупреждения случаев привлечения к уголовной ответственности невиновных.

Нарушение закона о приеме, учете и разрешении заявлений и сообщений вводит общественность в заблуждение относительно состояния правопорядка и законности, не позволяет государственным органам знать истинное состояние преступности, ее структуру и динамику, что, в конечном счете, не позволяет правильно определить направления борьбы с преступностью.

Однако следует иметь в виду, что отдельные сотрудники системы органов прокуратуры к исполнению своих обязанностей относятся формально, забывая о значении надзорной функции в борьбе с преступностью или вовсе умаляя его.

Действующим уголовно-процессуальным законодательством специально выделен лишь ряд полномочий прокурора по надзору за исполнением законов в указанной сфере. Остальные охватываются полномочиями по надзору в целом за законностью деятельности органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность. Рядом авторов, в качестве особенности отечественного уголовного процесса, отмечается осуществление прокурором в отношении органов и должностных лиц, разрешающих заявления, сообщения о преступлениях, не только надзор с точки зрения соблюдения законности, но и, в ряде случаев, своеобразное оперативное руководство ими. Поэтому прокурор не опротестовывает незаконные действия и решения субъектов указанной деятельности, а отменяет их или дает обязательные для них указания о совершении тех или иных действий, принятии тех или иных решений. Некоторые авторы, анализируя полномочия прокурора в указной сфере, употребляют термин «процессуальное руководство».

Полагаем, что последний термин в настоящее время неточно определяет надзорные полномочия прокурора. Так как, во-первых, указанный термин отсутствует в УПК РФ, кроме того, осуществление прокурором надзора за процессуальной деятельностью характерно для последующих стадий уголовного процесса, в которых сама деятельность поднадзорных органов носит процессуальный характер, связанный с принятие тех или иных процессуальных решений. В этой связи отдельные процессуалисты отмечают негативный характер попыток превратить прокуратуру в орган руководства расследованием, что чревато ослаблением ее надзорных функций, снижением уровня объективности при проверке законности решений и действий органов расследования. Нормы же действующего законодательства свидетельствуют об особом правовом положении прокурора при осуществлении надзора.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Анализ оборота алкогольной продукции в Челябинской области на примерах ООО «Совушка»
Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции в Челябинской области осуществляется в соответствии с Законом Челябинской области от 20.12.2006 N 64 "О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции" (далее - Закон N 64). Розничная продажа алкогольной проду ...

Деньги как объект гражданских прав
По своей материальной природе деньги относятся к вещам, но ввиду их особой роли в экономическом обороте правовое регулирование отношений по поводу денег имеет значительные особенности. Денежные знаки относятся к вещам, определенным родовыми признаками, и являются вещами заменимыми. Однако в противо ...

Монополистическая деятельность. Недобросовестная конкуренция
Антимонопольное законодательство запрещает достигнутые в любой форме соглашения или согласованные действия финансовых организаций между собой либо с органами власти и управления, если такие соглашения или согласованные действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции на рын ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru