Юриспруденция » Прокурорский надзор деятельности по приему заявлений о преступлениях » Полномочия прокурора, направленные на выявление нарушений закона

Полномочия прокурора, направленные на выявление нарушений закона

Страница 3

Деятельность прокурора, как было отмечено выше, по своей природе процессуальная, и, прежде всего, в части принятия итоговых процессуальных решений и получения определенного вида документов процессуальным путем – протокол устного заявления, протокол явки с повинной, получения согласия на принятии процессуального решения о возбуждении уголовного дела.

На это указывает, в частности, и анализ положений ст.ст.144-145 УПК РФ. Порядок разрешения заявлений, сообщений о преступлениях, в отличие от других заявлений, писем и жалоб граждан и юридических лиц, урегулирован нормами УПК РФ, следовательно, само по себе разрешение заявлении, сообщений о преступлениях, это уголовно-процессуальная деятельность.

В связи с этим некоторые исследователи упоминают о рассмотрении заявлений, сообщений о преступлениях как о неком доследственном уголовном процессе, а не как о части стадии возбуждения уголовного дела. Мы полагаем, это неверный подход, так как эта деятельность не приобретает самостоятельности такого рода и ни в коем случае не может обособляться от стадии возбуждения уголовного дела.

Ранее действующее законодательство закрепляло более универсальные полномочия прокурора. Это проявлялось в широком субъектном составе должностных лиц, органов прокуратуры, пользующихся предусмотренными полномочиями в соответствии со своей компетенцией в целях выполнения возложенных задач по основаниям и в порядке, установленном законом (прокуроры, заместители прокуроров, старшие помощник, помощники, прокуроры отделов и управлений), а также возможности распространения их на деятельность органов и должностных лиц вне зависимости от ведомственной подчиненности. При сохранении второго, особенностью УПК РФ, в указанном плане, явилось резкое сужение круга субъектов, наделенных правами проверять исполнение требований законов в изучаемой сфере, а также дачи согласия на возбуждение уголовного дела, прокурором района (города), его заместителем, приравненных к ним прокурором и вышестоящим прокурором. На это обоснованно указывают и процессуалисты, полагающие, что только указанные в норме закона должностные лица наделены правом принимать властные процессуальные решения. Процессуальную же деятельность, не связанную с принятием властных решений вправе осуществлять по поручению прокурора или его заместителя также помощники прокурора.

Сложившаяся практика проверок указанными субъектами исполнения требований закона при разрешении сообщений о преступлениях по поручению прокурора, его заместителя свидетельствует о назревшей и объективно оправданной необходимости закрепления в ведомственном нормотворчестве Генерального прокурора РФ распространения полномочий, предусмотренные УПК РФ, на старшего помощника и помощника прокурора по поручению прокурора или его заместителя.

Свои полномочия в уголовном судопроизводстве прокурор осуществляет независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц, в строгом соответствии с действующим законодательством.

К полномочиям, направленным на выявление нарушений закона мы относим:

право прокурора требовать от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления.

право (и обязанность) прокурора проводить проверки исполнения требований законов о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о готовящихся и совершенных преступлениях;

право (и обязанность) прокурора рассматривать жалобы на действия и решения следователя (органа дознания).

Анализ действующего уголовно-процессуального законодательства и, в частности, ст.ст.24-28 ФЗ «О прокуратуре РФ», касающихся полномочий прокурора, позволяет сделать вывод о том, что к их перечню применительно к надзору за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений, сообщений о преступлениях, относятся следующие:

Истребование и проверка документов, материалов и иных сведений о преступлениях.

В ранее действующем законодательстве данное полномочие было прямо предусмотрено, но так как в УПК РФ отсутствует аналогичная специальная норма, полагаем, данное полномочие сохраняет свое значение и законодательно охватывается положениями ст.37 УПК РФ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Государственная регистрация устава муниципального образования
Государственная регистрация устава муниципального образования, акта о внесении изменений и дополнений в устав проводится органами юстиции в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ. Существует ряд оснований, по ...

Понятие и характерные черты административно-правовых форм государственного управления
Под формой государственного управления понимают внешне выраженное действие органа исполнительной власти, органов местного самоуправления, соответствующего должностного лица, осуществленное в рамках их компетенции и влекущее за собой определенные юридические последствия. Правовая форма государственн ...

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
Статья 80 Конституции РФ 1993 года определяет, что Президент РФ является главой государства. В ранее действовавшей Конституции устанавливалось, что Президент является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в РФ. Придание Президенту статуса главы государства требовало повышение уров ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru