Юриспруденция » Прокурорский надзор деятельности по приему заявлений о преступлениях » Полномочия прокурора, направленные на выявление нарушений закона

Полномочия прокурора, направленные на выявление нарушений закона

Страница 3

Деятельность прокурора, как было отмечено выше, по своей природе процессуальная, и, прежде всего, в части принятия итоговых процессуальных решений и получения определенного вида документов процессуальным путем – протокол устного заявления, протокол явки с повинной, получения согласия на принятии процессуального решения о возбуждении уголовного дела.

На это указывает, в частности, и анализ положений ст.ст.144-145 УПК РФ. Порядок разрешения заявлений, сообщений о преступлениях, в отличие от других заявлений, писем и жалоб граждан и юридических лиц, урегулирован нормами УПК РФ, следовательно, само по себе разрешение заявлении, сообщений о преступлениях, это уголовно-процессуальная деятельность.

В связи с этим некоторые исследователи упоминают о рассмотрении заявлений, сообщений о преступлениях как о неком доследственном уголовном процессе, а не как о части стадии возбуждения уголовного дела. Мы полагаем, это неверный подход, так как эта деятельность не приобретает самостоятельности такого рода и ни в коем случае не может обособляться от стадии возбуждения уголовного дела.

Ранее действующее законодательство закрепляло более универсальные полномочия прокурора. Это проявлялось в широком субъектном составе должностных лиц, органов прокуратуры, пользующихся предусмотренными полномочиями в соответствии со своей компетенцией в целях выполнения возложенных задач по основаниям и в порядке, установленном законом (прокуроры, заместители прокуроров, старшие помощник, помощники, прокуроры отделов и управлений), а также возможности распространения их на деятельность органов и должностных лиц вне зависимости от ведомственной подчиненности. При сохранении второго, особенностью УПК РФ, в указанном плане, явилось резкое сужение круга субъектов, наделенных правами проверять исполнение требований законов в изучаемой сфере, а также дачи согласия на возбуждение уголовного дела, прокурором района (города), его заместителем, приравненных к ним прокурором и вышестоящим прокурором. На это обоснованно указывают и процессуалисты, полагающие, что только указанные в норме закона должностные лица наделены правом принимать властные процессуальные решения. Процессуальную же деятельность, не связанную с принятием властных решений вправе осуществлять по поручению прокурора или его заместителя также помощники прокурора.

Сложившаяся практика проверок указанными субъектами исполнения требований закона при разрешении сообщений о преступлениях по поручению прокурора, его заместителя свидетельствует о назревшей и объективно оправданной необходимости закрепления в ведомственном нормотворчестве Генерального прокурора РФ распространения полномочий, предусмотренные УПК РФ, на старшего помощника и помощника прокурора по поручению прокурора или его заместителя.

Свои полномочия в уголовном судопроизводстве прокурор осуществляет независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц, в строгом соответствии с действующим законодательством.

К полномочиям, направленным на выявление нарушений закона мы относим:

право прокурора требовать от органов дознания и предварительного следствия для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления.

право (и обязанность) прокурора проводить проверки исполнения требований законов о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о готовящихся и совершенных преступлениях;

право (и обязанность) прокурора рассматривать жалобы на действия и решения следователя (органа дознания).

Анализ действующего уголовно-процессуального законодательства и, в частности, ст.ст.24-28 ФЗ «О прокуратуре РФ», касающихся полномочий прокурора, позволяет сделать вывод о том, что к их перечню применительно к надзору за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений, сообщений о преступлениях, относятся следующие:

Истребование и проверка документов, материалов и иных сведений о преступлениях.

В ранее действующем законодательстве данное полномочие было прямо предусмотрено, но так как в УПК РФ отсутствует аналогичная специальная норма, полагаем, данное полномочие сохраняет свое значение и законодательно охватывается положениями ст.37 УПК РФ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Последствия отказа от приемки груза от транспортной организации
Представители Воронежской фабрики кожгалантереи прибыли в г. Якутск для закупки меховых шкур.14 октября был заключен договор купли-продажи с кооперативом "Соболь" на закупку партии ценного меха. Срок исполнения договора указали 14 декабря того же года. Раздел договора "Цена" сто ...

Система органов государственной власти
Система федеральных органов государственной власти Российской Федерации включает в себя Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, другие федеральные органы исполнительной власти, федеральные суды. В систему государственных органов субъектов Федерации входят законодательные органы го ...

Понятие и виды лизинга
В современном российском законодательстве существуют различные подходы к определению лизинга. В Гражданском кодексе РФ (далее ГК РФ) он рассматривается как особый вид договора аренды, согласно которому арендодатель (его также называют лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное ар ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru