В начале допроса заявителя необходимо предоставить последнему возможность сообщить известные ему сведения в форме свободного рассказа, а затем с помощью уточняющих вопросов выяснить иную значимую для расследования информацию. Из результатов изучения практики следует, что, например, при допросе заявителя – взяткодателя следователь задает уточняющие вопросы о том кто порекомендовал ему обратиться к данному должностному лицу; где осуществляет свою деятельность взяткополучатель (место нахождения государственного органа; место расположения кабинета должностного лица и т.д.); где может быть зафиксировано посещение взяткополучателя взяткодателем; кто присутствовал во время их общения; было ли вымогательство взятки со стороны взяткополучателя; не создавал ли взяткополучатель своими демонстративными действиями ситуации, оцениваемой взяткодателем как побуждение к даче взятки. В случае допроса заявителя-взяткополучателя у него помимо вышеуказанных вопросов также выясняют, не принимал ли он каких-либо действий, направленных на пресечение действий по даче взятки, и как на данные действия реагировал взяткодатель.
Если допрашиваемый начал давать показания, то основная задача следователя будет сводиться к наиболее подробному выяснению всех сведений об обстоятельствах взяточничества:
- каковы причины и обстоятельства обращения в правоохранительные органы (когда и в связи с чем возникло решение об обращении и, почему заявление не сделано сразу после содеянного и др.);
- кто был инициатором передачи взятки, как достигнуто соглашение о передаче и конкретном предмете взятки;
- какие взаимоотношения существовали между участниками дачи-получения взятки;
- когда, где и при каких обстоятельствах передавалась взятка, каков способ ее передачи (лично из рук в руки, через посредника или каким-либо завуалированным способом);
- что послужило предметом взятки, каковы его индивидуальные признаки, источник приобретения;
- за какие действия (бездействие) должностного лица передана взятка, выполнены ли эти действия фактически и когда именно.
Б) В качестве свидетелей также допрашивались:
- очевидцы передачи взятки или вымогательства взятки (в 24 % исследованных уголовных дел) Из результатов анализа уголовных дел можно утверждать, что в 8 % случаев очевидцами передачи взятки являлись коллеги должностного лица;
- лица, осведомленные о наличии у взяткодателя предмета взятки, об источниках и целях его приобретения, например, родственники или знакомые (в 6 % случаев);
- лица, которые могут подтвердить факт знакомства взяткодателя и взяткополучателя (в 8 % изученных уголовных дел);
- коллеги взяткополучателя, которые могут сообщить сведения о личности взяточника, о допускаемых им нарушениях служебной деятельности (в 8 % случаев);
- сотрудники оперативно-оперативно розыскного подразделения и понятые, участвующие в проведении оперативного эксперимента, которые могут сообщить сведения о ходе и результатах данного мероприятия, а также о первоначальных объяснениях участников взяточничества, сообщенных ими во время административного задержания (данные лица допрашивались следователем в 66 % уголовных дел, когда для проверки сообщения о взяточничестве осуществлялось проведение оперативного эксперимента);
- родственники, близкие лица и знакомые участников взяточничества, сообщающие сведения о личности преступников и любых известных им обстоятельствах дачи-получения взятки (в 6 % случаев);
- сотрудники банковских организаций, которые обладают информацией о передаче финансовых средств, являющихся предметом взятки, и представители юридических лиц, на расчетные счета которых поступали денежные средства (данные лица в качестве свидетелей допрашивались в 2 % уголовных дел).
При производстве допроса свидетелей необходимо осуществлять фиксацию хода данного следственного действия с помощью технических средств. Практика свидетельствует, что видео или аудиозапись допроса свидетелей осуществлялись в 10 % исследованных уголовных дел.
Очные ставки.
В процессе изучения уголовных дел было выявлено, что по делам о взяточничестве очные ставки проводились в следующих случаях:
Оплата и фактическая выдача груза
Статьей 30 УЖДТ РФ устанавливается обязанность внесения грузоотправителем платы за перевозку грузов до момента приема грузов. Данное правило носит диспозитивный характер, так как иное может быть предусмотрено как самим УЖДТ РФ, так и соглашением сторон договора грузоперевозки. Так, абз.3 ст.30 УЖДТ ...
Совершенствование форм и методов управления государственным имуществом в
регионе
По своим размерам доходы, получаемые от использования государственного имущества достаточно велики в 2012 г. они составили почти 14,5 млрд. руб., что может обеспечивать значительную часть расходов города на здравоохранение или социальную поддержку. Доходы, поступающие от имущества Санкт-Петербурга, ...
Региональное управление республики Татарстан в системе государственного
управления
Республика Татарстан - демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и Договором Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.