По своим размерам доходы, получаемые от использования государственного имущества достаточно велики в 2012 г. они составили почти 14,5 млрд. руб., что может обеспечивать значительную часть расходов города на здравоохранение или социальную поддержку.
Доходы, поступающие от имущества Санкт-Петербурга, направляются не только в бюджет города, они также являются источником формирования целевых бюджетных фондов, которые направляются на развитие районов.
Также использование городского имущества помимо прямых доходов городского бюджета привлекает инвестиции (при продаже городского имущества, выкупа нежилых помещений и т.д.).
Сложность структуры имущества города, его неоднородность и масштабы делают необходимым совершенствование системы управления государственным имуществом.
Основные направления и принципы в совершенствовании управления государственной и муниципальной собственностью Санкт-Петербурга заложены в нормативно-законодательных документах (Постановление правительства Санкт-Петербурга №30 от 4 июня 2001 г. «Концепция управления недвижимостью Санкт-Петербурга», Закон Санкт-Петербурга №59–15 от 16 февраля 2005 года «О Приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга» и др.).
Практические аспекты управления государственным имуществом, а также работой государственного сектора экономики Санкт-Петербурга отображаются в различных программах, прогнозах, постановлениях Правительства города и распоряжениях Губернатора.
На сегодняшний день в Санкт-Петербурге сформированы основы организации учета имущественных объектов города (реестры и кадастры); разработана отчетность и прогнозирование использования государственных унитарных предприятий, нежилого фонда; существует система, которая при осуществлении сделок с городским имуществом позволяет проводить оценку его рыночной стоимости (аренда, приватизация и др.); работает система аукционов и конкурсов; реализуется принцип, который позволяет постепенно приблизить ставки арендной платы за использование объектов нежилого фонда к реальным ценам на рынке недвижимости
Несмотря на все вышеперечисленное еще не решены многие вопросы и не все направления в работе с городским имуществом являются очевидными.
Одной из самых сложных и длительных проблем является проблема формирования муниципальной собственности во внутригородских муниципальных образованиях. Законодательно не решен вопрос с принятием в городскую собственность имущества, которое принадлежит корпоративным и частным собственникам (национализация). Также не решен вопрос с эффективным использованием научного продукта и интеллектуальной собственности, которые создаются за счет бюджетных средств в рамках городского заказа.
Крупным источником поступления дохода в городской бюджет могло бы стать управление так называемым «Городским инвестиционным портфелем» – акциями, а также долями в смешанных хозяйственных обществах, в которые Санкт-Петербург вложил свои средства.
Как показала практика наличие крупного или контрольного пакета акций в собственности города далеко не всегда может обеспечить эффективное управление акционерным обществом.
Существуют проблемы, которые связаны с эффективностью управления определенными видами городской собственности. На основе анализа нормативно-правовой базы и исходя из практики управления городским имуществом можно сформулировать некоторые направления в реформировании этого процесса:
Принятие и одобрение
В России Федеральные законы принимает Госдума РФ – за его принятие должно отдать свой голос большинство депутатов. В течение пяти дней Закон должен быть передан Совету Федерации. Закон считается одобренным, если за него проголосовало большинство членов Совета Федерации. В случае отклонения Федераль ...
Устав муниципального образования: понятие, сущность
Первый раз устав местного самоуправления упоминается в Законе Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации» от 6 июля 1991 года №1550-1. Но после принятия закона в период с 1991 по 1995 год ни одно муниципальное образование не предприняло действий к принятию уставов. На это ...
Некоторые проблемы применения налогового законодательства в процессе
применения договора поставки
Налог на прибыль – прямой федеральный налог, который уплачивается коммерческими организациями, по итогам осуществления ими своей деятельности и получения финансово-материального результата такой своей деятельности – прибыли. Основным нормативно – правовым источником взимания такого вида налога в Ро ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.