Юриспруденция » Особенности возбуждения уголовного дела и первоначального этапа расследования взяточничества » Тактические особенности проведения следственных действий при расследовании взяточничества

Тактические особенности проведения следственных действий при расследовании взяточничества

Страница 7

В ст. 6 Федерального Закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г № 273-ФЗ и Национальном плане противодействия коррупции от 31.07.2008 г. говорится о такой экспертизе, как антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов. Автором не было обнаружено фактов назначения данной экспертизы органами предварительного следствия. В связи с этим возникают вопросы о том, могут ли органы предварительного расследования назначать данную экспертизу с целью предупреждения и расследования взяточничества, а также для проверки каких правовых актов возможно назначение антикоррупционной экспертизы.

Взяточничество является одним из наиболее частых проявлений коррупции, проникшее практически во все сферы жизнедеятельности общества и государства. Подводя итог всему вышесказанному, можно утверждать, что борьба с этим преступлением на данный момент ведется правоохранительными органами с недостаточной эффективностью и нуждается в определенных совершенствованиях. В данной работе выявлены имеющие место на практике недостатки в расследовании даче-получении взятки, а также даны необходимые рекомендации по их нивелированию.

В первой главе работы указаны особенности криминалистической характеристики взяточничества. На основе данных практики автором дано описание личности участников взяточничества (взяткодателя и взяткополучателя) с учетом возрастного, образовательного критерия и т.д., и сделан вывод о том, что расследование взяточничества осложняется тем, что участниками данного преступления являются лица среднего возраста, с высшим образованием (особенно взяткополучатели), имеющие представление о работе государственных, в том числе и правоохранительных органов, а следовательно, данные лица способны эффективно противостоять органам предварительного расследования. Также автором дана характеристика способов передачи взятки, и указана зависимость способа и места передачи взятки от личности участников взяточничества: чем выше интеллектуальные способности и материальные возможности взяточников, тем более сложным (завуалированным, замаскированным) является способ передачи взятки. Помимо этого в данной главе на основе изучения уголовных дел выделены классификации целей взяткодателя (законные и незаконные; личные, корпоративные, интересы третьих лиц); показано соотношение времени дачи взятки и выполнения служебного действия (выделены взятка благодарность, взятка-подкуп и т.д.); указана зависимость обстановки совершения взяточничества от действий его участников; дана характеристика предмета взятки, а также указана зависимость источника предмета взятки от целей взяткодателя.

Во второй главе работы на основе изученных уголовных дел указана статистика поводов для возбуждения уголовных дела о взяточничестве: данные оперативно-розыскной деятельности (64 %), заявление граждан и должностных лиц (30 %), явки с повинной (2%), данные ведомственных проверок (2%), обнаружение преступления самим следователем (2%). В результате изучения Национального план противодействия коррупции от 31.07.2008 г. и ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г., автор выделяет в качестве возможного повода для возбуждения уголовного дела о даче-получении взятки обязанность государственного (муниципального) служащего докладывать работодателю о ставших ему известными проявлениях коррупции, а также представлять сведения о своем имущественном положении.

Также в данной главе говорится об особенностях основания для возбуждения уголовного дела о взяточничестве. Автором сделан вывод о том, что для вынесения постановления о возбуждения уголовного дела о взяточничестве независимо от наличия информации об обстоятельствах объективной стороны данного преступления, следователь должен обязательно иметь сведения о конкретных участниках (субъектах) дачи-получения взятки. При изучении практики выявлено, что в 80 % случаев правоохранительные органы производили проверку сообщения о взяточничестве. В ходе описания особенностей проведения данной проверки, сделан вывод о том, что в 52 % исследованных уголовных дел в сообщениях о взяточничестве содержались достаточные данные для возбуждения уголовного дела, а сотрудники правоохранительных органов из-за нежелания быть связанными процессуальными сроками расследования производили доследственную проверку, затягивая тем самым процесс раскрытия преступления и упуская возможность сразу получить доказательства вины взяточников.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Другое по теме:

Индивидуальное предпринимательство
Гражданин в целях извлечения прибыли может учредить юридическое лицо и получать прибыль от его деятельности или заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. ГК РФ гласит, что граждане Российской Федерации могут заниматься предпринимательской и иной ...

Особенности допроса эксперта и специалиста в суде и производство судебной экспертизы
В соответствии со статьей 282 УПК РФ по ходатайству сторон или по собственной инициативе суд вправе вызвать для допроса эксперта, давшего заключение в ходе предварительного следствия для разъяснения и дополнения данного им заключения. При этом первоначально УПК РФ предусматривает оглашение экспертн ...

Субъекты административной ответственности: понятие, виды
Субъектами административной ответственности могут быть физические лица, так и коллективные образования. Уголовной физические лица; вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным. Но его постановка обоснована, ибо предусматривается отставка органов исполнительно ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru