Юриспруденция » Степени исправления осужденных, отбывающих наказание, и их влияние на дифференциацию и индивидуализацию исправительного процесса в исправительных учреждениях

Степени исправления осужденных, отбывающих наказание, и их влияние на дифференциацию и индивидуализацию исправительного процесса в исправительных учреждениях

Страница 4

II. «Твердо ставший на путь исправления». Это вторая позитивная степень исправления, закрепленная в ч. 4 ст. 116 УИК. Начавшиеся значимые (социально-правовые и психолого-педагогические) положительные изменения в направленности личности осужденного при грамотной организации исправительного процесса, учитывающей его индивидуальные особенности и уровень социально-нравственной запущенности, должны привести к переходу его на качественно новый уровень исправления, соответствующий второй позитивной степени исправления и ее основной характеристике – сравнительной стабильности положительных изменений в личности исправляющегося и его стремление к дальнейшей ресоциализации. Проблема этой степени исправления (также как и третьей) напрямую вытекает из всей конструкции ст. 116 УИК. В данной норме применен не совсем удачный способ закрепления нормативно-правового предписания, когда обобщенные признаки исправления обозначены в основном только за первой степенью исправления, а более глубокие и конкретные показатели для второй (как и для третьей) степени исправления в целом не предусмотрены – в части 4 статьи 116 УИК идет ссылка на часть 3 этой же статьи, а в части 5 – на часть 4. Эта ситуация не отвечает сущности единообразной и однозначной оценки степени исправления осужденных и требует принципиального изменения. В самом общем виде выход из данной ситуации представляется в следующем: за каждой из трех степеней исправления необходимо обязательно закрепить такие элементы, как понятие степени исправления, совокупность конкретных социально-правовых и психолого-педагогических показателей исправления, составляющих данную степень исправления.

Установление осужденному второй степени исправления влечет за собой (в отличие от предыдущей) уже определенные правовые последствия. При отбытии установленной законом части срока наказания в колонии (уголовно-правовые критерии) к положительно характеризующимся осужденным может быть применена такая мера поощрения, как замена неотбытой части наказания более мягким наказанием (в том числе перевод в ИК-П), а также изменение условий содержания (в пределах одной колонии) или вида ИУ и условий режима.

Уровень исправления «твердо ставший на путь исправления» предполагает, что в сознании осужденного складывается новое отношение к правовым и социальным ценностям. Позиции старого асоциального или антисоциального отношения еще полностью не устранены, но его основа уже подорвана. Четко наблюдается целая система представлений, ценностей, установок, интересов, потребностей и чувств, характеризующих качественно новое личностное отношение, и, что важно, переориентация с отрицательного вектора направленности на положительный свойственных ему нравственных и психологических (в т.ч. волевых) качеств. Одновременно у администрации колонии есть объективная уверенность в том, что при дальнейшей правильной организации исправительного процесса отбывающий наказание сумеет должным образом исправиться, преодолеть социально-правовую и нравственно-психологическую деградацию, породившую преступление. Однако содержание данной степени исправления еще не подразумевает, что осужденный доказал свое исправление.

1. Уголовно-правовые, уголовно-исполнительные, криминологические критерии: а) принял обязательство о правопослушном поведении и как показатель его исполнения – отсутствие взысканий в течение года перед аттестованием (если были зафиксированы факты нарушений режима отбывания наказания, по которым ограничились индивидуально-воспитательной беседой, то изучить характер этих проступков); б) активное участие в работе секции самодеятельной организации (как в масштабе отряда/отделения, так и колонии); в) активное участие в проведении воспитательных мероприятий (как в масштабе отряда/отделения, так и колонии); г) при наличии исполнительных листов, принимаемые меры по возмещению ущерба, причиненного преступлением, и по исполнительным листам на содержание детей; для осужденных корыстного, корыстно-насильственного типов и рецидивистов – возмещение не менее 3/4 общей суммы иска; д) явка с повинной; е) полезная инициатива по благоустройству территории и помещений колонии; ж) стремление к образованию: обучался в колонии в школе, ПТУ (закончил обучение)/не стремился и не обучался (по каким причинам), самообразование (посещение библиотеки, чтение книг, газет, журналов); з) предыдущие выводы о степени исправления в период отбывания наказания в ИК; и) представлялся(ась) ли ранее к условно-досрочному освобождению, замене неотбытой части наказания более мягким наказанием, переводу в исправительную колонию-поселения, помилованию, снижению срока наказания (по амнистии), результаты рассмотрения; к) когда, из какого ИУ, на каком основании освобождался, по каким основаниям; л) судимости в прошлом (если имеются): каким судом, в каком году, по какой статье УК, мера наказания; м) уровень общественной опасности (высокий/средний/низкий) как прогноз возможного рецидива преступлений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по теме:

Взаимоотношения Госдумы с государственными органами
Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Вкратце попробуем охарактеризовать это взаимодействие. Нормативное регулирование взаимодействия обеих пал ...

Организационно-методические особенности самостоятельной работы учащихся на уроках права
Самостоятельное, исследовательское обучение: 1. Ученик самостоятельно постигает ведущие правовые понятия и идеи, а не получает их в готовом виде от учителя. 2. Ученики самостоятельно принимают решения о выборе способа работы с изучаемым юридическим материалом. 3. На практических занятиях ученики вы ...

Гражданско-правовая ответственность
Гражданско-правовая ответственность госслужащего наступает за вред, причиненный имуществу государственного органа или третьего лица вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения должностных обязанностей. Госслужащий, причинивший имущественный вред, обязан возместить его, также он не освобожд ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru