Юриспруденция » Степени исправления осужденных, отбывающих наказание, и их влияние на дифференциацию и индивидуализацию исправительного процесса в исправительных учреждениях

Степени исправления осужденных, отбывающих наказание, и их влияние на дифференциацию и индивидуализацию исправительного процесса в исправительных учреждениях

Страница 3

Показателями, дающими основание определять начальную позитивную степень исправления «ставший на путь исправления», следует считать:

1. Уголовно-правовые, уголовно-исполнительные, криминологические критерии: а) написание и принятие обязательства о правопослушном поведении (в течение первого месяца по прибытию в ИК); б) недопущение/отсутствие нарушений режима отбывания наказания (в течение не менее 6 месяцев), а при наличии взысканий – трудом и поведением стремление их снять и погасить; в) желание и прием (по письменному заявлению) в секцию самодеятельной организации и начало простого участия в ее работе; г) желание и начало участия в проведении воспитательных мероприятий; д) принимаемые меры по возмещению ущерба, причиненного преступлением, и по исполнительным листам (при их наличии) на содержание детей (частичное возмещение, т.е. денежные переводы потерпевшим или детям); е) стремление к образованию (поступление и учеба в школе, ПТУ колонии) и самообразованию (посещение библиотеки, чтение книг, газет, журналов).

2. Социальные критерии: а) наличие/отсутствие социально полезных связей: имелись/не имелись длительные/краткосрочные свидания (с кем, как часто); ведет/не ведет переписку с родными/близкими (с кем, как часто); получал/отправлял посылки, передачи и бандероли (когда, от кого или кому); использовал ли право на телефонные разговоры (когда, с кем);

б) уровень и состояние систем межличностных отношений: наличие/отсутствие семьи: взаимоотношения с родителями, супругом(ой), детьми, близкими; с кем поддерживает взаимоотношения из числа осужденных; поддерживает/не поддерживает нормы и традиции уголовного мира (да/нет, почему);

в) наличие/отсутствие деструктивных факторов, детерминировавших совершение преступления: стремится/не стремится решить вопрос о трудовом и бытовом устройстве после освобождения из колонии; при наличии в приговоре суда статьи 106 или 107 УК проходит/не проходит (сознательно желает или нет) курс лечения (какие результаты); отношение к употреблению алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

г) показатели полноценности вхождения в социум в условиях свободы: уровень образования; соблюдает/не соблюдает санитарно-гигиенические правила самообслуживания; внешний вид опрятный/неопрятный; понимает/не понимает социальную сущность наказания; трудозанят на производстве ИК или нет (почему), норму выработки выполняет/не выполняет (почему), правила техники безопасности соблюдает/не соблюдает.

3. Психолого-педагогические критерии: а) отношение к совершенному преступлению (раскаялся); б) отношение к наказанию (справедливо назначено); в) признание своей вины; г) осознал необходимость отбыть наказание; д) отношение к проводимой воспитательной работе (положительное); е) отношение осужденного к самому себе (самооценка); ж) отношение к сотрудникам ИК (положительное); з) отношение к осужденным в ИК (положительное). При определении этого уровня исправления психолого-педагогические показатели должны обязательно иметь пусть и недостаточно выраженную, но положительную направленность.

Следует отметить, что установление первой положительной степени исправления и для сотрудников колонии, и для осужденного очень важно, т.к. это «первый шаг» к формированию готовности отбывающего наказание к правопослушному образу жизни в условиях свободы. В этой ситуации важно вовремя «… заметить наметившийся перелом, то есть изменившееся к лучшему отношение к труду, к собственному поведению, к общему образованию и профессиональной подготовке. Правоприменитель должен уяснить, что недостаточное внимание к человеку в этот период может надолго нарушить желание осужденного исправиться, подорвать веру в возможность стать лучше, а подчас даже усугубить отрицательные наклонности личности» [8, с. 227–228].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по теме:

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru