Особая специфика морского транспорта, связанная с повышенным риском его эксплуатации не позволяет ограничиваться кратким изложением основных условий договора, при его заключении. Для того что бы избежать возможные негативные последствия, сторонам необходимо подробно регламентировать множество нюансов, связанных с морскими перевозками. Именно поэтому в торговом судоходстве широкое применение получили проформы договоров и транспортных документов. Проформы разрабатываются международными организациями, крупными импортерами/экспортерами, а также самими перевозчиками. По правовой природе проформы представляют собой примерные условия договора. Стороны вправе избрать любую проформу для морской перевозки груза, в силу того, что условия примерного договора носят диспозитивный характер, стороны могут изменять условия проформы.
Использование проформы происходит путем непосредственного ее воспроизведения в тексте договора, либо путем отсылки к ее условиям (при этом необходимо указывать не только точное кодовое название, но и год издания проформы).
Так же п. 2 ст. 427 ГК РФ существует упоминание о возможности применения примерных условий договора в качестве обычая делового оборота, если они отвечают требованиям ст. 5 и п.5 ст. 421 ГК РФ.
Представляется, что проформы чартеров, коносаментов, морских накладных не могут являться обычаями делового оборота по следующим причинам.
Во-первых, было бы ошибочным утверждать, что для перевозки определенного вида груза в конкретном направлении всеми перевозчиками и грузовладельцами используется один строго определенный вид проформы. Напротив, многие из них взаимозаменяемы и применяются параллельно. Во-вторых, в проформы часто вносятся изменения, в результате чего целый ряд коносаментов и чартеров, «Дженкон», например, претерпели значительное количество официальных и неофициальных редакций.
Было бы крайне затруднительно установить, какая проформа и в какой редакции является «сложившимся и широко применяемым» правилом поведения. Данное обстоятельство говорит о том, что проформы не отвечают признакам обычая делового оборота, указанным в ст. 5 ГК РФ и, следовательно, не могут применяться в качестве такового.
Далее рассмотрим виды договора морской перевозки груза. Данные виды вытекают из того, что исторически на морском транспорте сложились две основные формы его эксплуатации: нерегулярное (трамповое) судоходство, и регулярное (линейное) судоходство. Подобному делению соответствуют два основных вида договора морской перевозки груза:
1) с условием предоставления для перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений;
2) без такого условия.
Первый вид договора именуется чартером или, что чаще используется на практике, «рейсовым чартером».
Договор морской перевозки груза без условия предоставления всего судна, его части или определенных судовых помещений зачастую называют «договором перевозки по коносаменту».
Статья 118 КТМ РФ говорит о возможности заключения долгосрочных договоров об организации морских перевозок грузов.
При этом перевозка конкретных партий грузов должна осуществляться в соответствии с договором морской перевозки груза, заключаемым на основе долгосрочного договора.
Особенности
правового регулирования отдельных видов недвижимого имущества
Земля – это самый надёжный объект залога, так как при её рациональном использовании она со временем не изнашивается, как другие объекты недвижимости, а напротив, её стоимость постоянно растёт. Если земельный участок передан по договору аренды гражданину или юридическому лицу, арендатор земельного у ...
Поступление на государственную службу и способы
замещения должностей
Согласно действующему законодательству Российской Федерации, поступление на гражданскую и правоохранительную службы и их прохождение гражданами России осуществляются в добровольном порядке (по контракту). Прохождение военной службы: гражданами России – по призыву и в добровольном порядке (по контра ...
Согласие на заключение брака
Условия заключения брака – это обстоятельства, необходимые для государственной регистрации заключения брака и для признания брака действительным, имеющим правовую силу. Условия заключения брака определены в ст. 17 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь. Условия заключения брака – это юридическ ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.