Юриспруденция » Права сторон по договору морской перевозки грузов

Права сторон по договору морской перевозки грузов

Страница 5

Особая специфика морского транспорта, связанная с повышенным риском его эксплуатации не позволяет ограничиваться кратким изложением основных условий договора, при его заключении. Для того что бы избежать возможные негативные последствия, сторонам необходимо подробно регламентировать множество нюансов, связанных с морскими перевозками. Именно поэтому в торговом судоходстве широкое применение получили проформы договоров и транспортных документов. Проформы разрабатываются международными организациями, крупными импортерами/экспортерами, а также самими перевозчиками. По правовой природе проформы представляют собой примерные условия договора. Стороны вправе избрать любую проформу для морской перевозки груза, в силу того, что условия примерного договора носят диспозитивный характер, стороны могут изменять условия проформы.

Использование проформы происходит путем непосредственного ее воспроизведения в тексте договора, либо путем отсылки к ее условиям (при этом необходимо указывать не только точное кодовое название, но и год издания проформы).

Так же п. 2 ст. 427 ГК РФ существует упоминание о возможности применения примерных условий договора в качестве обычая делового оборота, если они отвечают требованиям ст. 5 и п.5 ст. 421 ГК РФ.

Представляется, что проформы чартеров, коносаментов, морских накладных не могут являться обычаями делового оборота по следующим причинам.

Во-первых, было бы ошибочным утверждать, что для перевозки определенного вида груза в конкретном направлении всеми перевозчиками и грузовладельцами используется один строго определенный вид проформы. Напротив, многие из них взаимозаменяемы и применяются параллельно. Во-вторых, в проформы часто вносятся изменения, в результате чего целый ряд коносаментов и чартеров, «Дженкон», например, претерпели значительное количество официальных и неофициальных редакций.

Было бы крайне затруднительно установить, какая проформа и в какой редакции является «сложившимся и широко применяемым» правилом поведения. Данное обстоятельство говорит о том, что проформы не отвечают признакам обычая делового оборота, указанным в ст. 5 ГК РФ и, следовательно, не могут применяться в качестве такового.

Далее рассмотрим виды договора морской перевозки груза. Данные виды вытекают из того, что исторически на морском транспорте сложились две основные формы его эксплуатации: нерегулярное (трамповое) судоходство, и регулярное (линейное) судоходство. Подобному делению соответствуют два основных вида договора морской перевозки груза:

1) с условием предоставления для перевозки груза всего судна, части его или определенных судовых помещений;

2) без такого условия.

Первый вид договора именуется чартером или, что чаще используется на практике, «рейсовым чартером».

Договор морской перевозки груза без условия предоставления всего судна, его части или определенных судовых помещений зачастую называют «договором перевозки по коносаменту».

Статья 118 КТМ РФ говорит о возможности заключения долгосрочных договоров об организации морских перевозок грузов.

При этом перевозка конкретных партий грузов должна осуществляться в соответствии с договором морской перевозки груза, заключаемым на основе долгосрочного договора.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое по теме:

Местные органы государственной власти, суда и прокуратуры БССР по конституции 1937 года
В БССР за 10 лет после принятия Конституции 1927 г. произошли важные изменения практически во всех сферах общественной жизни. В экономике доминирующим стал социалистический уклад. Установилась единая марксистско-ленинская идеология. Коренные изменения произошли в социальном составе населения. Были ...

Функциональная основа государственной службы
Функциональная основа определяет содержание профессии государственного служащего, а значит, основные направления и целевые установки реализации должностных полномочий. Практически все спорные вопросы решаются на внутриведомственном уровне: либо путём переговоров, либо посредством комиссий по служеб ...

Специалист в гражданском судопроизводстве
Специалист как самостоятельная процессуальная фигура не был поименован в ГПК РСФСР. Однако анализ ряда норм ГПК РСФСР позволял выявить этот источник специальных знаний. Статья 260 ГПК РСФСР, которая регламентировала назначение экспертизы для определения психического состояния гражданина, содержала ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru