Юриспруденция » Меры пресечения, применяемые по судебному решению » Применение мер пресечения судом в дореволюционной России

Применение мер пресечения судом в дореволюционной России

Страница 1

Возникновение института участия суда в применении мер пресечения в России следует относить к периоду судебной реформы 1864г. До этого времени судебные функции осуществляли самые разнообразные органы, в большинстве своем административные, компетенция этих органов не была чётко законодательно зафиксирована, весьма часто одними и теми же полномочиями наделялись различные органы и должностные лица. В историко-правовой литературе отмечалось, что «для дореформенного суда характерна множественность судебных органов, сложность и запутанность процессуальных требований, невозможность порой определить круг дел, который должен подлежать рассмотрению того или иного судебного органа». Соответственно участие суда в применении мер пресечения было минимальным: этой сферой деятельности занимались, в основном, следственные органы.

Одни из первых мер пресечения древней Руси «отличались мягким характером». Наиболее распространённой мерой пресечения было поручительство, или простая отдача на словах благонадежному человеку, лишение же свободы считалось мерой исключительной.

В XV-XVI вв. меры пресечения принимают более суровый характер. Заключение под стражу занимает первое место, а другие меры, таки как поручительство, отдачи за пристава, содержанию в оковах, отходят на задний план.

Преступление по Соборному Уложению 1649г. трактовалось как общественное зло, а наказание как кара за содеянное. Меры пресечения не связанные с заключением под стражу (взятие на поруки, отдача за пристава), «исчезают и уступают место главной мере пресечения заключению в тюрьме». Такое положение еще более обостряется в эпоху Петра I, когда усиливалось государственное начало в уголовном процессе.

Позднее Екатерина II в своем Наказе от 30 июля 1767г. и в Уставе благочиния 1782г. установила перечень улик, достаточных для заключения человека, то есть своего рода «основания для задержания подозреваемого».

В XIX веке Александра I отменил пытки, наложение цепей, оков, колодок на арестантов, предпринял некоторые меры по ускорению производства по уголовным делам. В царствование Николая I, а позднее и Александра II, с введением в действие Свода законов 1832г. и 1857 г. можно говорить о мерах пересечения как об институте уголовного процесса. С принятием Свода законов ситуация несколько изменяется в сторону смягчения суровости мер пресечения. Свод законов знал четыре меры пресечения: содержание в тюрьме или при полиции, отдачу на поруки, полицейский надзор и домашний арест.

«В тюрьме или при полиции свод предписывал содержать всех обвиняемых в преступлениях, за которые положены наказания, соединенные с лишением или ограничением прав; в домашнем аресте или под полицейским надзором должны были содержаться обвиняемые в преступлениях менее тяжких, обложенных наказаниями не ниже тюремного заключения; обвиняемые в этих преступлениях могли оставаться на свободе, лишь представив надежное поручительство в том, что не будут скрываться и станут являться в суд, когда им приказано будет».

При избрании той или иной меры пресечения учитывались: тяжесть обвинения, сила улик, звание обвиняемого, то есть также учитывалась классовая принадлежность. Полицейский надзор не применялся, а домашний арест, при котором в доме арестованного должен был находиться жандарм или полицейский, применялся крайне редко. Мало изменений было внесено и наказом вновь учрежденным судебным следователям от 8 июня 1860 года.

Новая эпоха в этой области начинается только с изданием Судебных Уставов 1864г. С этого времени можно считать разделение судебной и исполнительной власти. Судебные Уставы совершенно изменили систему свода законов по вопросам о мерах пресечения, оградив интересы личной и гражданской свободы, сузив применение заключения под стражей и дав широкое развитие другим мерам, предполагающим оставление обвиняемых на свободе.

Судебная реформа сделала роль суда в применении мер пресечения исключительной. И.Я. Фойницкий писал: «Общая характеристическая черта всех мер судебного принуждения состоит в том, что они применяются судом; только суду может быть предоставлено право лишения благ, хотя бы временного. Несудебные органы не могут прибегать к ним». Допускались изъятия, но лишь в тех случаях, когда судебные органы заменили несудебные органы, действуя независимо или по поручению суда. Такими органами, заменяющими в определенных случаях суд, являлись казённые управления (ст. 1124 и 1214 УУС), начальство обвиняемого должностного лица (ст. 1085УУС), полиция (ст. 51 и 258 УУС) и лица, производящие дознание по государственным преступлениям (1035 УУС). При мировом разбирательстве органом применения мер пресечения являлся мировой судья, причем право на применение залога или заключения под стражу предоставлялось ему только относительно тех обвиняемых, которым угрожало тюремное заключение или более строгое наказание, или которые не имели постоянного места жительства, в других случаях высшею мерою пресечения являлось поручительство. В случаях назначения поручительства, залога или заключения под стражу мировой судья составлял постановление, схожее с тем, которое составлял следователь, опираясь на ст. 77-84 УУС.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Процессуальная характеристика применения меры пресечения в виде заключения под стражу по решению суда
Право на свободу и личную неприкосновенность человека и гражданина в Российской Федерации является приоритетным и обеспечивается государственными институтами. Уровень реализации этого права, его защита и гарантированность нормами права является важным показателем демократизации общества, служит нео ...

Международное право в межд нормативной системе
Международная нормативная система. Международная нормативная система представляет собой главный инструмент в регулировании и упорядочении межд отношений. Характерная черта современности - наличие глобальной нормативной системы, сложившейся на базе целей и принципов Устава ООН. В нее в качестве подс ...

Объект межд права
Под объектом права понимается то, на что направлено его действие, что оно призвано регулировать. У межд права таким объектом явл межд, а точнее межгос отношения. От объекта следует отличать предмет межд-прав отношения, под которым понимается все то, по поводу чего стороны вступают в правоотношения. ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru