Интеграция России в мировое сообщество требует учета сложившихся международных стандартов, как, например, признание и соблюдение права свободно получать и распространять информацию, права на публичный суд и т.д. Одним из направлений государственной политики России является курс на повышение транспарентности судебной власти, которая в самом общем смысле подразумевает под собой социальную открытость и гарантию получения полной и достоверной информации о деятельности судебных органов.
Доступность подобного рода информации должна быть гарантирована каждому; отсутствие же такой возможности порождает мнение, что деятельность судей не безупречна.
Исследование проблемы транспарентности судебной власти в свете построения демократического, правового государства в России имеет чрезвычайно важное значение как для юридической науки в целом, так и для науки конституционного права и правоприменительной практики, прежде всего для защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Судебная власть является важной характеристикой любого современного общества и выполняет ряд функций. Возрастающая роль информации в современных условиях ставит перед судебной властью новые задачи. Особую актуальность приобретает информационная функция судебной власти, которая заключается в предоставлении судами доступа к информации всем заинтересованным лицам. Реализация указанной функции будет способствовать повышению уровня общественного доверия к судам, открытости, гласности в деятельности судебной власти. Усиливающейся тенденцией развития судебной власти на современном этапе является широкое использование судебного прецедента, судьи при вынесении постановлений основываются на позициях вышестоящих судов, являющихся основой для разрешения других сходных дел, в сущности, они имеют значение прецедентов, судебная практика опережает в своем развитии законодательный процесс, она более подвижна и поэтому гораздо быстрее учитывает изменяющуюся правовую действительность. Все это свидетельствует о реализации судебной властью нормообразующей функции.
Принципы как основополагающие начала судебной власти образуют единую систему, что позволяет классифицировать их по различным основаниям. По форме закрепления принципы судебной власти можно разделить на те, которые закреплены в Конституции; принципы, нашедшие выражение в отраслевом законодательстве, и доктринальные принципы, формулируемые учеными в процессе их научной деятельности. В рамках указанной классификации принцип транспарентности можно отнести к доктринальным.
Следует разграничивать понятия «гласность», «публичность» судопроизводства и «транспарентность». Термин «транспарентность» среди всех указанных понятий является наиболее широким и охватывает все стороны организации и деятельности судебной власти, в том числе публичность, гласность судопроизводства. Гласность относится к процессуальной стороне деятельности суда. Автор использует термин «публичность» для характеристики содержания рассматриваемого в диссертационном исследовании понятия «транспарентности» и придерживается мнения, что под публичностью следует понимать открытость, общедоступность сведений для граждан. Принцип транспарентности судебной власти определяется автором как руководящая идея, базирующаяся на положениях Конституции РФ, нашедшая выражение в реальной действительности и лежащая в основе построения и функционирования судебной ветви власти российского государства, заключающаяся в возможности получения, обработки и передачи своевременной достоверной информации о судебной власти в целом (о процессе назначения на должность судей, прекращения их полномочий, судебных разбирательствах и их результатах и др.), которая позволяет осуществлять гражданский контроль за эффективностью деятельности судебной власти в пределах, ограниченных законом.
Содержание трудового договора
Перемены в социально-экономической сфере, произошедшие за последнее время нашей стране, привели к появлению новых возможностей для граждан в области применения ими своих способностей к труду. Сегодня российское законодательство закрепляет свободу труда. Положения российского законодательства, соотв ...
Уголовное законодательство периода перестройки и постсоветского периода
Начавшаяся в 1985 г. глубокая экономическая, государственная и правовая перестройка советского общества, провозглашение Конституцией России решимости создать демократическое правовое государство поставили на повестку дня вопрос о принятии новых Основ уголовного законодательства Союза ССР и республи ...
Организация государственного регулирования системы сертификации в Челябинской области
Система сертификации создается государственными органами управления, организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе. К участникам сертификации могут быть отнесены: государственные органы, организации, со ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.