Для эффективного претворения в жизнь правовых установлений требуются благоприятные организационные, политические, экономические, социальные и даже духовные условия. Поэтому неудивительно, что правовые средства механизма обеспечения транспарентности судебной власти сочетаются со средствами, не носящими специально-юридического характера и не подпадающими под выделенные критерии отнесения их к таковым.
Итак, неправовые средства механизма обеспечения транспарентности могут быть разделены на политические, организационные, научные и образовательные.
I. Политические средства:
1) формирование государственной информационной политики, концепций, целевых программ;
2) формирование единой государственной структуры, ответственной за реализацию информационной политики.
II. Организационные средства:
1) материально-техническое обеспечение судов;
2) внедрение информационных технологий и средств научно-технического прогресса в деятельность судов по отправлению правосудия;
3) создание в аппаратах судов специальных структурных подразделений по вопросам связей с общественностью и информационной открытости в деятельности судов.
III. Научные средства: теоретические и доктринальные разработки в области проблем транспарентности организации и деятельности судебной власти.
IV. Образовательные средства:
1) подготовка кадрового состава (как по общим федеральным государственным образовательным стандартам по специальностям "Юриспруденция" и "Правоведение", так и по образовательным стандартам и требованиям, самостоятельно устанавливаемым образовательными учреждениями в соответствии с законодательством РФ);
2) образовательные мероприятия по повышению квалификации судей. Таковы основные средства механизма обеспечения транспарентности гражданского и арбитражного процессов.
Важно обратить внимание на то, что механизм это не просто набор, совокупность средств, но их система. Всякая система предполагает наличие структурных взаимосвязей входящих в нее элементов. Не является исключением и механизм обеспечения транспарентности судебной власти. Отдельные правовые нормы, с одной стороны, применяются с учетом правовых принципов, с другой - раскрывают их содержание; процессуальные правовые средства «работают» во взаимосвязи с не процессуальными и т.д. Например, процессуальный принцип гласности судопроизводства, допускающий ограничение гласности в форме закрытия судебных слушаний от публики в целях сохранения охраняемых законом тайн, практически применим только вместе с нормами материального права, закрепляющими понятие, содержание и режимы конкретных видов таких тайн. Установленные ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» правовые принципы (ст. 4) гарантируют реализацию конституционного права граждан свободно искать, получать, передавать и распространять информацию (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ).
Структурные связи существуют не только между правовыми средствами.
Так, общая государственная политика, официальные взгляды органов государственной власти и стратегические концепции и программы, так или иначе касающиеся судебной власти, в частности вопросов ее транспарентности, определяют направленность законодательного регулирования в данной сфере.
Теоретические и доктринальные разработки в области проблем транспарентности судебной власти нацелены на приращение новых и систематизацию имеющихся знаний, необходимых для эффективной реализации идеи транспарентности, позволяют всесторонне анализировать проблему, обоснованно предлагать формы и способы оптимизации правового регулирования, выявлять проблемы реализации правовых установлений и предлагать варианты их решения и т.д.
Понятие определения уполномоченного экономического оператора
Институт уполномоченного экономического оператора является нововведением в таможенную практику государств – участников Таможенного союза и важным шагом к развитию системы взаимодействия таможенной службы с участниками внешнеэкономической деятельности. К концу 2012 года ФТС России выдано более 70 св ...
Историко-правовой обзор становления акционерной
формы хозяйствования в России
Уже при Петре I были сделаны реальные шаги к созданию акционерных обществ в Российской империи, что было закреплено соответственно в Указах от 27 октября 1699 года, 27 октября 1706 года, 2 марта 1711 года и 8 ноября 1723 года. В 1739 году Лоренцем Лангом впервые был представлен проект создания акци ...
Цели и задачи курса «Право» как учебной дисциплины
Цель: воспитание человека с высоким уровнем правовой культуры, хорошо знающего свои права, обязанности и уважающего права других людей, толерантного в общении, демократически и гуманно настроенного в решении правовых конфликтов. К целям и задачам правового обучения можно также отнести: – повышение ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.