Юриспруденция » Транспарентность судебной власти » Проблемы и реализации направления совершенствования механизма принципа транспарентности в деятельности судебных органов России

Проблемы и реализации направления совершенствования механизма принципа транспарентности в деятельности судебных органов России

Страница 5

Активное использование образовательных средств позволит в первую очередь сформировать у профессиональных юристов, в том числе судей и кандидатов в судьи, отношение к информационной открытости в организации и деятельности судов не только как к провозглашенной абстрактной ценности, но и как к объективно необходимому условию их эффективного функционирования. Именно закрепление в профессиональном правосознании юристов жесткой установки на информационную открытость судебной власти - залог успешной реализации нормативных установлений, в том числе самими носителями судебной власти (судьями).

Наконец, фактическому претворению в жизнь правовых норм не должна препятствовать недостаточная материально-техническая база судов. Очевидна, в частности, невозможность обеспечения свободного доступа публики на открытые судебные заседания в условиях, когда судьи вынуждены рассматривать дела в своих кабинетах, нередко с трудом вмещающих лиц, участвующих в деле, и их представителей, не говоря уже о представителях общественности и СМИ (достаточно вспомнить, что в третьем по величине арбитражном суде в России - Арбитражном суде Свердловской области - до недавнего времени имелся всего один зал судебных заседаний на 93 штатные ставки судей).

Информационные технологии и другие достижения научно-технического прогресса (например, видеоконференцсвязь), внедряемые в деятельность судов, с одной стороны, значительно расширяют возможности по обеспечению доступа к достаточно объемному массиву информации, а с другой - служат, находя закрепление в нормах позитивного права, одной из детерминант возникновения новых юридических средств обеспечения транспарентности. Так, создание официальных сайтов судов в сети Интернет при условии своевременного наполнения их контентом (для чего, в свою очередь, целесообразно введение в штат судов специальной должности для обслуживания сайта суда) в совокупности с организацией в здании суда точки свободного доступа к этому интернет-ресурсу («стойка-автомат» для доступа к сайтам судов) в принципе способно решить проблему своевременного предоставления самого широкого спектра актуальной информации неопределенному кругу заинтересованных в ее получении лиц, в том числе не обладающих доступом в Интернет в домашних условиях. Также можно отметить возникновение такой новой формы публичного объявления судебного акта, как размещение его текста в Интернете (п. 2 ст. 6, ст. 14 - 15 Закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ»); возможность доставлять судебные извещения посредством факсимильной связи, электронной почты (ч. 1 ст. 113 ГПК РФ, ч. 1 ст. 122 АПК РФ) и др.

В настоящее время нормы об обязательном размещении текстов всех судебных актов в Интернете отсутствуют в гражданском процессуальном и арбитражном процессуальном законодательстве РФ. Такое размещение рассматривается законодателем в несколько ином ключе - как способ обеспечения доступа к информации о деятельности судов и соответственно реализации субъективного права на информацию. Однако это не противоречит нашей позиции об изучении «обнародования» судебных актов через размещение их на официальных сайтах в глобальной мировой сети в качестве одной из возможных форм их публичного объявления, обладающей немалым потенциалом в вопросе обеспечения транспарентности правосудия, разумеется, при использовании ее наряду с «классическими формами» публичного объявления, такими, как публичное оглашение судебного акта в судебном заседании, депонирование в канцелярии и (или) архиве суда. Поэтому мы говорим о необходимости закрепления этой объективно существующей формы публичного объявления судебных актов в процессуальном законодательстве посредством внесения соответствующих новелл в тексты АПК РФ и ГПК РФ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое по теме:

Правоотношения, возникающие при несостоятельности юридических лиц
Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций, ликвидируются также в случае признания их судом несостоятельными (банкротами). Под несостоятельностью (банкро ...

Американская модель
Данная модель использовалась только в США. Американское правительство приступило к реформам, получившим наименование "создание управления заново" (reinvention) значительно позднее, чем правительства "вестминстерского мира", и эти реформы протекали в намного более политизированно ...

Отличие административно-правовых актов управления от смежных правовых форм
Административно-правовой акт отличается от закона тем, что носит подзаконный характер, т.е. издается на основе и во исполнение закона. Если акт государственного или муниципального управления противоречит закону, то действует закон. Закон может отменить или приостановить действие акта управления. Су ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru