Современная российская государственность, восприняв мировой опыт развития общественных отношений, пошла по пути организации и функционирования государственной власти на основе принципа разделения властей как общепризнанного постулата построения правового демократического государства. Об этом свидетельствует закрепление данного принципа в ст. 10 Конституции РФ, провозгласившей осуществление государственной власти на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. При этом ни сама Конституция, ни федеральные законы не дают легального определений судебной власти и ее места в системе разделения властей. Поэтому необходимо установить содержание указанного понятия путем анализа норм Конституции, федеральных конституционных и федеральных законов.
Построение механизма государственной власти по принципу разделения властей предполагает формирование так называемой системы сдержек и противовесов, базирующейся на разграничении функций и полномочий ветвей государственной власти в лице органов, ее осуществляющих, и их органичном взаимодействии и взаимном контроле в существующем триединстве. В этом триединстве государственной власти право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений, в особенности конституционное (государственное) право, выступает связующим звеном, средой и формой его существования одновременно, индикатором современных общественно-политических реалий и предпочтений.
Очевидно, что и судебная власть существует как правовое явление и элемент государственной власти в условиях определенного конституционно-правового пространства, т.е. сферы « .регламентации юридическими нормами моделей правомерного поведения государства, его составных частей и граждан в границах территории данного государства и конкретного исторического времени», на которые распространяется принцип верховенства конституции и заключенного в ней права, в данном случае - Конституции России. Единство государства предопределяет единство его правового, в том числе конституционного, пространства, формирующегося всей совокупностью правовых норм, их разъяснений, в том числе правоположений и правовых решений, содержащихся в официальных документах, принимаемых компетентными органами и должностными лицами, действующих на территории РФ (нормативных, интерпретационных актах и актах применения права), а также международных правовых норм и положений, закрепленных в международных документах, на обязательность которых Российская Федерация выразила свое согласие. Норма ст. 10 Конституции получила развитие применительно к организации и деятельности судебной власти в гл. 7 Конституции («Судебная власть»). Для сравнения: аналогичная глава Конституции ФРГ 1949 г. называется «Правосудие», что терминологически сужает восприятие судов как самостоятельной ветви государственной власти, ограничивая их функции осуществлением правосудия, что, по нашему мнению, является основной, но не единственной формой реализации судебной власти. При этом в науке наряду с обычно выделяемыми методологическими подходами к определению термина «правосудие» (институциональным и функциональным) высказываются и другие точки зрения по поводу сущности правосудия, раскрытие которых позволяет объяснить смысл, заложенный в него Конституцией.
Государству в целом присуща правоохранительная функция, которая реализуется, в частности, в функциональной деятельности судов. Как особую сферу государственной деятельности, осуществляемой специальными субъектами и направленной на разрешение социальных конфликтов, рассматривают правосудие О.Е. Кутафин, Ю.П. Урьяс и др. Предложено также мнение, что правосудие выступает единой и единственной формой реализации судебной власти.
Понятие и юридическая природа условного осуждения
Правильное определение юридической природы условного осуждения имеет важное теоретическое и практическое значение, поскольку помогает раскрыть сущность этого института, определить те требования, которые должны выполняться осужденным в период испытательного срока. Отсутствие четкого представления о ...
Компетенция Президента Российской Федерации
Компетенция Президента РФ складывается из функций и полномочий, которыми он наделяется как глава государства. Под функциями Президента РФ понимаются основные направления деятельности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Функции Президента РФ конкр ...
Криминологическая характеристика лиц, совершающих неосторожные преступления
При совершении неосторожных преступлений поведение виновного определяется его отношением к окружающей действительности, к соблюдению норм и правил поведения, установленных в обществе. Материалы различных исследований свидетельствуют, что подавляющее большинство лиц, совершивших неосторожные преступ ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.