Юриспруденция » Государственный механизм управления » Понятие и признаки механизма государства

Понятие и признаки механизма государства

Государство реально действует, проявляет себя только как система, как упорядоченная совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге государственные органы, должностные лица несут персональную ответственность за эффективность своей работы.

Подобная система государственных органов, профессиональных коллективов и называется механизмом государства. Следовательно, механизм государства представляет собой реальную организацию материальной силы, располагая которой государство осуществляет власть. Следует обратить особое внимание на то, что без государственного механизма государство существовать не может ни каким образом.

Изучив теоретическую базу литературы в сфере теории государства и права, предлагаю к рассмотрению несколько вариантов понятий механизма государства, представленных в работах различных авторов.

Так, по представлению В.В. Лазарева, механизм государства определяется как «совокупность органов, осуществляющих управление обществом, реализующих основные направления государственной деятельности».

В.Н. Хропанюк называет механизмом государства «систему специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов».

По мнению Мелехина А.В., механизм государства - это « набор» и структура функционально определенных органов государства, их структурных подразделений и должностей, в том числе должностных лиц и представителей власти.

Следовательно, понятие механизма государства раскрывается через характерные черты или признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов. Исходя из этого, выделяют следующие характерные признаки механизма государства.

Во-первых, это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается путем наличия единых принципов организации и деятельности государственных органов и учреждений, а также благодаря единым задачам и целям их деятельности.

Во-вторых, первичные структурные элементы механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Так как абсолютно «все государственные органы связаны между собой началами субординации и координации, необходимо учитывать, какой системообразующий фактор структуры государственного механизма в соответствующих исторических условиях данного государства закреплен в его конституции».

В-третьих, механизм государства обеспечивает с помощью государственных властных велений, которые имеют соответственные орудия принуждения, к примеру, вооруженные отряды людей, тюрьмы. Абсолютно очевидно, что без них не может обойтись ни одно государство.

Механизм государства создан законодателем исключительно для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, а также для воздействия на сложные социальные процессы и сферы, которые связаны с функциями государства. Для осуществления всего вышеперечисленного механизм государства обладает необходимыми материальными средствами, на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство.

К ним относятся, как правило, различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения.

При помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль, о чем будет идти речь далее в работе.

Другое по теме:

Правоотношения, возникающие при реорганизации и ликвидации юридических лиц
Юридическое лицо прекращает свое существование путем реорганизации или ликвидации. При реорганизации юридического лица (ст. 57 ГК) его дела и имущество переходят к другому юридическому лицу в порядке общего правопреемства. Реорганизация может осуществляться следующими способами (п. 1 ст. 57 и ст. 5 ...

Россельхознадзор как орган, осуществляющий государственный контроль в сфере сельского хозяйства
Деятельность Россельхознадзора в настоящее время регулируется положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным Постановлением Правительства от 30 июня 2004 г. № 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору», ко ...

Содержание права собственности и иных вещных прав на природные объекты
Содержание права собственности и иных вещных прав на природные объекты выражается в трех правомочиях: - праве владения; - праве пользования; - праве распоряжения. Право владения природными ресурсами предполагает обладание ими, фактическое господство над ними, а также удержание в обладании. Владение ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru