Судебная власть имеет особую специфику, в отличие от законодательной и исполнительной. Становление судебной власти - результат самоограничения государства, допускающего контроль над собой со стороны независимого и могущественного органа - суда, к деятельности которого, как правило, привлекается народ. Судебная власть возможна и эффективна лишь в контексте теории разделения властей, исключающей излишнюю концентрацию власти и гарантирующей гражданам подлинную свободу.
Как верно отмечает В.Т. Кабышев, «во всем мире исполнительная власть доминирует. Судебная власть у нас в роли пока еще не властной. Но ничего сразу не делается. Надо мучительно к этому подходить и ставить исполнительную власть на место. Если роль судьи умаляется, то умаляется роль авторитета государства. Исторически сложилось, что суд - карающий орган. Власть всегда душила, принуждала. Но это представление о суде надо менять. Без полноценной судебной власти у нас не будет правового государства».
«В государстве, которое стремится стать правовым, суд прежде всего хранитель действующего права; он призван обеспечивать его устойчивость и постоянство; но затем, применяя право, он продолжает быть отчасти и созидателем нового права. С этой точки зрения естественно, что народ с развитым правосознанием должен интересоваться и дорожить своим судом как хранителем и органом правопорядка».
Правовая современность обусловила существование новых форм реализации судебной власти и правосудия в целом. Как пишет Н.М. Чепурнова, «принципы судебной власти, отражающие ее природу, имеют вполне объективное содержание. Они выражают уровень правосознания в обществе. Конституция Российской Федерации подняла до высшего правового уровня проблемы судебной защиты прав граждан, превратив принципы осуществления судебной власти в реальные регулятивные инструменты воздействия на судебную систему при полной деидеологизации их содержания».
Отмечая незыблемость основ судебной системы, заложенных Конституцией Российской Федерации и конституциями республик, уставами краев, областей, уже принятыми федеральными законами, руководство страны обращает внимание законодателей и судейского сообщества на необходимость отладки механизма организации правосудия, дальнейшей модернизации законодательства о суде, направленной на повышение качества его работы.
Возможности утверждаемого Конституцией Российской Федерации организационного, правоохранительного и правотворческого потенциала российской судебной системы и осуществляемого ее органами правосудия далеко не исчерпаны.
Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007 - 2012 годы позволила осуществить дальнейшее продвижение судебной реформы в Российской Федерации. Реформа предусмотрела повышение эффективности и качества правосудия; развитие организационных основ судебной системы; совершенствование ее кадрового и финансового обеспечения; достижение открытости и прозрачности судебной системы; усиление гарантий самостоятельности судов и независимости судей как непременных условий обеспечения функционирования демократического правового государства; приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами международного права и международными стандартами в области прав человека, что в конечном итоге должно обеспечить расширение сферы судебной защиты прав и свобод граждан, повышение доступности правосудия.
Субъекты международного права
Субъект межд права - это самостоятельное образование, кот благодаря своим возможностям и юр свойствам способно обладать правами и обязанностями по межд праву, участвовать в создании и реализации этих норм. Общепринятыми субъектами сегодня явл государства и межгос организации. Не столь надежно призн ...
Организация государственного регулирования системы сертификации в Челябинской области
Система сертификации создается государственными органами управления, организациями и представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе. К участникам сертификации могут быть отнесены: государственные органы, организации, со ...
Причины, связанные с использованием бытовых электронагревательных приборов
При проверке версий о причине возникновения пожара, происшедшего в результате использования бытовых электронагревательных приборов, необходимо принять меры для обнаружения последних на месте пожара. Для пожаров, возникающих по этим причинам, характерно выгорание конструкций зданий, мебели и других ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.