Судебная власть имеет особую специфику, в отличие от законодательной и исполнительной. Становление судебной власти - результат самоограничения государства, допускающего контроль над собой со стороны независимого и могущественного органа - суда, к деятельности которого, как правило, привлекается народ. Судебная власть возможна и эффективна лишь в контексте теории разделения властей, исключающей излишнюю концентрацию власти и гарантирующей гражданам подлинную свободу.
Как верно отмечает В.Т. Кабышев, «во всем мире исполнительная власть доминирует. Судебная власть у нас в роли пока еще не властной. Но ничего сразу не делается. Надо мучительно к этому подходить и ставить исполнительную власть на место. Если роль судьи умаляется, то умаляется роль авторитета государства. Исторически сложилось, что суд - карающий орган. Власть всегда душила, принуждала. Но это представление о суде надо менять. Без полноценной судебной власти у нас не будет правового государства».
«В государстве, которое стремится стать правовым, суд прежде всего хранитель действующего права; он призван обеспечивать его устойчивость и постоянство; но затем, применяя право, он продолжает быть отчасти и созидателем нового права. С этой точки зрения естественно, что народ с развитым правосознанием должен интересоваться и дорожить своим судом как хранителем и органом правопорядка».
Правовая современность обусловила существование новых форм реализации судебной власти и правосудия в целом. Как пишет Н.М. Чепурнова, «принципы судебной власти, отражающие ее природу, имеют вполне объективное содержание. Они выражают уровень правосознания в обществе. Конституция Российской Федерации подняла до высшего правового уровня проблемы судебной защиты прав граждан, превратив принципы осуществления судебной власти в реальные регулятивные инструменты воздействия на судебную систему при полной деидеологизации их содержания».
Отмечая незыблемость основ судебной системы, заложенных Конституцией Российской Федерации и конституциями республик, уставами краев, областей, уже принятыми федеральными законами, руководство страны обращает внимание законодателей и судейского сообщества на необходимость отладки механизма организации правосудия, дальнейшей модернизации законодательства о суде, направленной на повышение качества его работы.
Возможности утверждаемого Конституцией Российской Федерации организационного, правоохранительного и правотворческого потенциала российской судебной системы и осуществляемого ее органами правосудия далеко не исчерпаны.
Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007 - 2012 годы позволила осуществить дальнейшее продвижение судебной реформы в Российской Федерации. Реформа предусмотрела повышение эффективности и качества правосудия; развитие организационных основ судебной системы; совершенствование ее кадрового и финансового обеспечения; достижение открытости и прозрачности судебной системы; усиление гарантий самостоятельности судов и независимости судей как непременных условий обеспечения функционирования демократического правового государства; приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами международного права и международными стандартами в области прав человека, что в конечном итоге должно обеспечить расширение сферы судебной защиты прав и свобод граждан, повышение доступности правосудия.
Право на честь, достоинство и деловую репутацию
Вопрос о чести, достоинстве и деловой репутации — это, прежде всего вопрос о правах человека, об их реальном обеспечении. Гражданско-правовое понятие и толкование этих категорий предполагает наличие правовой нормы, отражающей эти блага. Статья 150 Гражданского кодекса РФ устанавливает право на чест ...
Понятие и общая характеристика органов
исполнительной власти
Среди субъектов административного права органы исполнительной власти занимают особое место. Это самая многочисленная из числа организаций группа субъектов административного права. Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступ ...
Римское право, его значение в истории правового развития человечества и в современной
юриспруденции
Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир. Зародилось оно в далекой глубине времен—тогда, когда Рим представлял еще едва заметное пятно на территории земного шара, маленькую общину среди многих других п ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.