- какие лица участвуют во взяточничестве; какова сумма, подлежащая передаче; когда, при каких обстоятельствах должна состояться дача-получение взятки, кому из знакомых, близких, родственников, сослуживцев заявителя известно о действиях взяточников, сообщал ли кому-нибудь заявитель о своем намерении обратиться в правоохранительные органы;
- почему заявитель решил обратиться в правоохранительные органы, что его побудило к этому, может ли он помочь в изобличении взяточника;
- известны ли заявителю иные факты взяточничества.
Например, по делу № 1-34/07 обвиняемым по делу являлся Б. - инспектор патрульно-постовой службы ГИБДД. Б. был задержан в результате проведенного оперативного эксперимента. Перед непосредственным задержанием была опрошена С. – свидетель по делу, у которой подозреваемый вымогал взятку за не привлечение ее к административной ответственности. В ходе опроса С. подробно пояснила, какое должностное лицо требует дать ему взятку, за совершение каких действий, в каком месте и в какое время, марку, также государственный номер автомобиля, на котором должен приехать взяткополучатель, размер взятки. Данные сведения способствовали успешному захвату Б. в момент получения взятки.
В случае если оперативный эксперимент осуществляется в отношении взяткополучателя (особенно в случаях вымогательства взятки), практика свидетельствует, что во время допросов подозреваемых в ходе предварительно следствия в 6 % случаях должностные лица утверждали, что деньги, обнаруженные у них в ходе досмотра, им передало лицо в счет уплаты долга. Для опровержения данной версии защиты в 4% исследованных уголовных дел заявитель-взяткодатель во время его опроса перед проведением оперативного эксперимент, а затем и в ходе допроса на стадии предварительного расследования сообщал, что помимо обстоятельств вымогательства взятки никаких финансовых обязательств перед должностным лицом не имеет.
В результате анализа уголовных дел обнаружено, что в 8 % у лица, сообщившего о факте взяточничества и согласившегося участвовать в проведении данного оперативно-розыскного мероприятия, бралась расписка о том, что «он добровольно изъявил свое согласие на участие в оперативно-розыскных мероприятиях, затрагивающих его права и свободы, указанные в Конституции РФ».
Оперативный эксперимент является комплексным оперативно-розыскным мероприятием, требующим значительного количества сил и средств. Для его организации и качественного проведения необходимо составить план. Практика свидетельствует, что план оперативного эксперимента составлялся в 2 % случаях. В качестве составных частей плана оперативного эксперимента можно порекомендовать следующие: основание мероприятия (например, заявление лица, о том, что у него вымогает взятку должностное лицо); цель (пресечение преступной деятельности и предупреждение преступления); место и время проведения (устанавливаются в день проведении оперативно-розыскного мероприятия); расчет сил и средств (оперативные работники, понятые, автомобили, средства видео и аудиозаписи); мероприятия (проведение тщательного инструктажа, привлечение граждан, передача заявителю и изъятие специальной техники, задержание, визуальное наблюдение, доклад руководству).
В том случае, если оперативный эксперимент осуществляется в отношении взяткополучателя, то для того, чтобы зафиксировать факт перемещения предмета взятки от взяткодателя к взяткополучателю, предмету взятки придаются индивидуальные свойства. Для обработки предмета взятки чаще всего применяются люминесцирующие вещества (ОРЛЮМ). Они бесцветны при обычном освещении и обладают свойством люминесцировать в ультрафиолетовых лучах. Лашко Н.Н. для осуществления меток предлагает использовать вещества, относящиеся к группе индикаторов, которые проявляются, приобретая видимую окраску в результате воздействия на них других веществ.
В ходе анализа уголовных дел установлено, что в 96 % случаев, предметом взятки выступали деньги. Для их пометки используется специальный маркер или специальные чернила, активное вещество которых обладает свойствами люминесценции.
Сотрудники правоохранительных органов составляют акт, в котором указывают: дату, место и время пометки предмета взятки, наименование помеченных предметов, их количество и принадлежность заявителю; кто и в чьем присутствии проводил пометку; характер и свойство пометки, при нанесении надписей - их полный текст; вид вещества, которым проводилась пометка (без указания точного наименования), факт демонстрации свойства пометки всем участвующим в мероприятии; сведения о возврате помеченного предмета заявителю и изъятия образца, наносимого при пометке вещества, которое опечатывается бумажной наклейкой с подписью участников пометки.
В ходе анализа уголовных дел было установлено, что при подготовке к оперативному эксперименту в 6 % из них сотрудники правоохранительных органов брали образец вещества, используемого для пометки предмета взятки. Заключение экспертизы (КЭВМИ), произведенной уже после возбуждения уголовного дела, о том, что изъятый образец и вещество, обнаруженное на предмете взятки, принадлежат к одной и той же группе веществ, являлось дополнительным доказательством вины взяточников. В процессе предварительного следствия в 6 % уголовных дел заключение КЭВМИ было предъявлено в ходе допроса лицам, подозреваемым во взяточничестве, в результате ими были даны признательные показания. То, что сотрудники оперативно-розыскных подразделений в редких случаях (оперативный эксперимент имел место при проведении проверки в 66 % изученных уголовных дел) осуществляют отбор вещества, используемого для пометки предмета взятки, после возбуждения уголовного дела лишает следователя возможности получить дополнительные доказательства вины взяточников.
Обеспечение соблюдения жилищных
прав собственников жилых помещений при изъятии земельных участков для государственных
или муниципальных нужд
До введения в действие ЖК РФ отношения, связанные с изъятием у собственника жилого помещения, находящегося на земельном участке, изымаемом для государственных или муниципальных нужд, не были подробно регламентированы. ЖК РФ предусмотрел юридические гарантии жилищных прав собственника жилого помещен ...
Методы и формы государственного регулирования сельского хозяйства
и управления агропромышленным комплексом
Под методами государственного регулирования понимается совокупность определенных способов воздействия на всех участников аграрных правоотношений со стороны органов государственной власти в процессе реализации этими органами возложенных на участников аграрных правоотношений задач и функций. В сложив ...
Технические характеристика навигационной
спутниковой системы
Глобальная Навигационная Спутниковая Система (Global Navigation Satellite System - GNSS) - это спутниковые системы (наиболее распространены, используемые для определения местоположения в любой точке земной поверхности с применением специальных навигационных или геодезических приемников. GNSS-технол ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.