Юриспруденция » Нормы и источники конституционного права » Юридические свойства федеральных конституционных законов и федеральных законов: сравнительный анализ

Юридические свойства федеральных конституционных законов и федеральных законов: сравнительный анализ

Страница 1

Законы – одни из самых многочисленных источников российской правовой системы и в иерархии форм конституционного права занимают главное после Конституции РФ и международных договоров место. Это обусловлено провозглашением в ст. ст. 4 и 15 Конституции РФ принципа верховенства Конституции РФ и законов, который означает, что основополагающие отношения во всех сферах общественной жизни должны регулироваться преимущественно законами. При этом все субъекты права должны соблюдать Конституцию и законы, а другие принимаемые в России нормативно – правовые акты не должны им противоречить.

Согласно Конституции России, законы в Российской Федерации принимаются только Государственной Думой, никакой другой орган таким правом не обладает. На федеральном уровне в России принимаются два вида законов: федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Конституция РФ 1993 года впервые ввела в правовую систему России категорию федеральных конституционных законов. Такой вид законов не был предусмотрен в советском законодательстве.

Федеральные конституционные законы (далее – ФКЗ) характеризуются рядом отличительных от федеральных законов признаков: порядок принятия; юридическая сила; предмет и объект правового регулирования.

Во-первых, ФКЗ принимаются в более сложном порядке, нежели обычные федеральные законы. Так, согласно ст. 105 Конституции РФ федеральный закон принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, затем должен быть одобрен большинством голосов членов Совета Федерации. В соответствии со ст. 108 Конституции России ФКЗ считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Во-вторых, Президент РФ не обладает правом отлагательного вето в отношении ФКЗ. Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 года датой принятия ФКЗ считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. Датой же принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. В отношении федеральных законов в соответствии со ст. 107 Конституции Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона может отклонить его. В этом случае Государственная Дума и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают данный закон.

В-третьих, ФКЗ имеют прямое действие и обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим нормативно – правовым актам, принимаемым органами государственной власти в Российской Федерации, то есть в соответствии со ст. 76 Конституции РФ федеральные законы не могут противоречить ФКЗ.

В-четвертых, ФКЗ имеют особый предмет правового регулирования, так как принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ст. 108 Конституции РФ). Конституция РФ не устанавливает прямого перечня вопросов, которые должны регулироваться именно ФКЗ. Выявить этот перечень возможно лишь анализируя ее положения. Так, федеральными конституционными законами в Российской Федерации должны регулироваться следующие положения:

– порядок введения на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях чрезвычайного положения – ст. 56, ст. 88 (ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 года);

– принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта – ст. 65 (ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года; ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» от 25 марта 2004 года);

– изменение статуса субъекта Российской Федерации по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации – ст. 66;

– Государственный флаг, его описание, порядок официального использования – ст. 70 (ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года);

– Государственный герб, его описание, порядок официального использования – ст. 70 (ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года);

– Государственный гимн и порядок его официального использования – ст. 70 (ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года);

– порядок организации и проведения референдума Российской Федерации – ст. 84 (ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года);

– порядок введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военного положения – ст. 87 (ФКЗ «О военном положении» от 30 января 2002 года);

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Классификация диверсий
Фактором, затрудняющим разработку понятия и подходов к классификации диверсии, является проблема отождествления диверсии с террором и терроризмом. В словаре иностранных слов «террор» определяется как политика устрашения, подавления политических противников насильственными мерами. Статья 205 Уголовн ...

Виды ответственности государственных служащих
Наряду с поощрением государственных служащих законодательство РФ предусматривает, когда это необходимо, юридическую ответственность, а именно дисциплинарную, материальную, административную, уголовную и гражданско-правовую. Ответственность выражается в применении тех или иных мер наказания, взыскани ...

Критерии определения понятия "аффилированное лицо"
Понятие "аффилированное лицо" раскрывается в ч. 1 и 2 ст. 56 Закона. При этом в ч. 1 приведено общее определение указанного понятия, и если лицо подпадает под данное в Законе определение, по идее оно должно признаваться аффилированным лицом хозяйственного общества. А ч. 2 ст. 56 Закона со ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru