Законы – одни из самых многочисленных источников российской правовой системы и в иерархии форм конституционного права занимают главное после Конституции РФ и международных договоров место. Это обусловлено провозглашением в ст. ст. 4 и 15 Конституции РФ принципа верховенства Конституции РФ и законов, который означает, что основополагающие отношения во всех сферах общественной жизни должны регулироваться преимущественно законами. При этом все субъекты права должны соблюдать Конституцию и законы, а другие принимаемые в России нормативно – правовые акты не должны им противоречить.
Согласно Конституции России, законы в Российской Федерации принимаются только Государственной Думой, никакой другой орган таким правом не обладает. На федеральном уровне в России принимаются два вида законов: федеральные конституционные законы и федеральные законы.
Конституция РФ 1993 года впервые ввела в правовую систему России категорию федеральных конституционных законов. Такой вид законов не был предусмотрен в советском законодательстве.
Федеральные конституционные законы (далее – ФКЗ) характеризуются рядом отличительных от федеральных законов признаков: порядок принятия; юридическая сила; предмет и объект правового регулирования.
Во-первых, ФКЗ принимаются в более сложном порядке, нежели обычные федеральные законы. Так, согласно ст. 105 Конституции РФ федеральный закон принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, затем должен быть одобрен большинством голосов членов Совета Федерации. В соответствии со ст. 108 Конституции России ФКЗ считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Во-вторых, Президент РФ не обладает правом отлагательного вето в отношении ФКЗ. Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 года датой принятия ФКЗ считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. Датой же принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. В отношении федеральных законов в соответствии со ст. 107 Конституции Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона может отклонить его. В этом случае Государственная Дума и Совет Федерации в установленном порядке вновь рассматривают данный закон.
В-третьих, ФКЗ имеют прямое действие и обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим нормативно – правовым актам, принимаемым органами государственной власти в Российской Федерации, то есть в соответствии со ст. 76 Конституции РФ федеральные законы не могут противоречить ФКЗ.
В-четвертых, ФКЗ имеют особый предмет правового регулирования, так как принимаются только по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ст. 108 Конституции РФ). Конституция РФ не устанавливает прямого перечня вопросов, которые должны регулироваться именно ФКЗ. Выявить этот перечень возможно лишь анализируя ее положения. Так, федеральными конституционными законами в Российской Федерации должны регулироваться следующие положения:
– порядок введения на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях чрезвычайного положения – ст. 56, ст. 88 (ФКЗ «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 года);
– принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта – ст. 65 (ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года; ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» от 25 марта 2004 года);
– изменение статуса субъекта Российской Федерации по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации – ст. 66;
– Государственный флаг, его описание, порядок официального использования – ст. 70 (ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года);
– Государственный герб, его описание, порядок официального использования – ст. 70 (ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года);
– Государственный гимн и порядок его официального использования – ст. 70 (ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года);
– порядок организации и проведения референдума Российской Федерации – ст. 84 (ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года);
– порядок введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военного положения – ст. 87 (ФКЗ «О военном положении» от 30 января 2002 года);
Виды административных правонарушений в сфере благоустройства
города
Большая часть правонарушений наблюдается в области экологии и чистоты города, т.е. вывоз мусора, несоблюдение правил утилизации, эксплуатации, загрязнение атмосферы, а так же создание и содержание зелёных насаждений. Значительную долю правонарушений занимает несанкционированное размещение объектов ...
Общие положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.о защите морской
среды
Проблема защиты и сохранения морской среды, включая предотвращение загрязнения с судов, возникла примерно в то же время, что и проблема международно-правового регулирования безопасности мореплавания. Однако в отличие от безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море последствия загря ...
Организация работы с населением
Поселок городского типа Кильмезь является административным, хозяйственным и культурным центром Кильмезского административного района, расположенного в юго-восточной части Кировской области. Основой экономики муниципального образования является заготовка леса. Специализация экономики - заготовка и п ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.