Юриспруденция » Особенности возбуждения уголовного дела и первоначального этапа расследования взяточничества » Особенности проведения оперативного эксперимента по делам о взяточничестве

Особенности проведения оперативного эксперимента по делам о взяточничестве

Страница 1

Из результатов анализа практики следует, что в 66 % исследованных уголовных дел для проверки сообщения о фактах взяточничества сотрудниками правоохранительных органов осуществлялось проведение оперативного эксперимента. В связи с тем, что данное оперативно-розыскное мероприятие является преобладающим среди всех способов проверки сообщений о фактах взяточничества, в данной работе автором указаны тактические особенности, а также имеющие место на практике упущения во время его проведения.

Данное оперативно-розыскное мероприятие заключается в негласном изучении органами, имеющими право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, конкретного лица или интересующего факта, события или явления в специально созданных условиях. В процессе изучения практики автор приходит к выводу, что оперативный эксперимент заключается в проведении комплекса оперативно-розыскных действий, при которых участники взяточничества имеют возможность выбора преступного или непреступного поведения, а сотрудники правоохранительных органов могут убедиться в обоснованности подозрений и проверить сведения, указанные в сообщении о даче-получении взятки.

В соответствии со ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» проведение данного оперативно-розыскного мероприятия возможно в целях выявления тяжких и особо тяжких преступлений. Таким образом, при проведении проверки по фактам взяточничества осуществление данного мероприятия возможно только лишь в том случае, если правоохранительные органы обладают информацией о том, что дача-получение взятки осуществлялось за незаконные действия (бездействие); лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ, либо главой органа местного самоуправления; в соучастии; с вымогательством взятки; в крупном размере (ч. 2, 3, 4 ст. 290, ч. 2 ст. 291 УК РФ).

Указанные в законе ограничения связаны с недопустимостью провокаций, то есть побуждения лица к совершению преступления, не входившего в его намерения. Главной отличительной чертой провокации от оперативного эксперимента является отсутствие предварительной договоренности с должностным лицом о согласии принять предмет взятки и отказ принять предмет взятки. В п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» от 10.02.2000 г. говорится, что не является провокацией взятки проведение предусмотренного законодательством оперативно-розыскного мероприятия в связи с проверкой заявления о вымогательстве взятки. Также Пленум разъяснил, что ответственность за провокацию взятки (ст. 304 УК РФ) наступает лишь при отсутствии предварительной договоренности и отказе должностного лица принять предмет взятки.

Автор данной работы по вопросу о соотношении провокации взятки и оперативного эксперимента, как метода борьбы со взяточничеством, разделяет точку зрения Л.В. Лобановой, которая утверждает, что проведение оперативного эксперимента должно быть продиктовано стремлением поставить под непосредственное наблюдение правоохранительных органов уже начавшиеся процессы, связанные с посягательством на объект уголовно-правовой охраны и в конечном итоге прервать их развитие. Выдвижение оперативной версии и ее проверка путем эксперимента должны производиться на основании информации, носящей не предположительный характер. Речь идет о принятом и зафиксированном в установленном законом порядке заявлении об имевшем место факте вымогательства или предложении дать взятку, подкрепленном опросом заявителя. Результаты этого оперативно-розыскного мероприятия, на мой взгляд, могут явиться основанием для возбуждения уголовного дела только при наличии у подозреваемого умысла на получение-дачу взятки, сформировавшегося независимо от деятельности сотрудников оперативных подразделений, а также при проведении лицом всех подготовительных действий, необходимых для совершения противоправного деяния.

Организация оперативного эксперимента включает несколько этапов: подготовительный; непосредственно захват участников взяточничества; передача материалов оперативного эксперимента органам предварительного следствия.

Подготовка к проведению оперативного эксперимента.

Поводом для проведения оперативного эксперимента, как правило, является сообщение о взяточничестве, поступившее от его непосредственных участников, например, от лица, у которого должностное лицо вымогает взятку (в 30% исследованных уголовных дел) или сообщение государственного служащего, о том, что ему предлагают взятку (в 34 % исследованных уголовных дел). После получения заявления, в котором не содержится точных данных об участниках взяточничества действиях, которые совершены за взятку и иных сведений о субъектах и объективной стороне преступления, необходимых для возбуждения уголовного дела по ст. 290, 291 УК РФ, следует опрос данного лица, в ходе которого необходимо получить ответы на следующие вопросы:

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Дополнительный вид наказания. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград представляет собой такой вид наказания, который связан с морально-психологическим воздействием на осужденного, а также лишением его определенных карьерных и экономических преимуществ, установленных для лиц ...

Международная правосубъектность государства
Понятие гос-ва в межд праве. Суверенное гос-во явл основным субъектом межд права. В межд-прав литературе издавна используется понятие гос-ва, представляющее единство трех элементов - суверенной власти, населения, территории. Гос-во - необходимая форма организации населения для участия в межд сообще ...

Восточнославянские племена перед образованием Киевского государства
В VI-VIII вв. восточные славяне составляли значительную часть населения Восточной Европы. Племена восточных славян имели различные названия, но к VII в. получили общее наименование "славяне". Как описывает в своей книге В.В. Мавродин, восточнославянские племена сложились в результате взаи ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru