К положениям семейного права, которые могут регулироваться законами, находящимся в ведении субъектов Российской Федерации, относятся:
– установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения шестнадцати лет (п. 2 ст. 13 СК);
– выбор супругами двойной фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32 СК);
– присвоение фамилии и отчества ребенку (п.п. 2 и 3 ст. 58 СК);
– организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без по печения родителей (п. 2 ст. 121 СК);
– определение дополнительных по сравнению с Семейным кодексом форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123 СК);
– установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152 СК).
На основании ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ, являясь высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам, подсудным судам общей юрисдикции, наряду с судебным надзором дает разъяснения по вопросам судебной практики. Такие разъяснения способствуют правильному и единообразному применению в том числе СК РФ и других актов семейного законодательства.
Между членами семьи могут возникнуть имущественные и личные неимущественные отношения, которые семейным законодательством не предусмотрены. В этом случае может применяться гражданское законодательство постольку, поскольку это не противоречит существу семейных отношений.
Семейное законодательство не может детально регламентировать все жизненные ситуации, возникающие в семейных отношениях. Кроме того, могут возникнуть такие отношения, которые вообще не имели места в момент принятия СК РФ. Поэтому в соответствии со ст. 5 СК РФ в случае, если отношения между членам семьи не урегулированы семейным законодательством или соглашением сторон и при отсутствии норм гражданского права, прямо регулирующих указанные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующего сходные отношения (аналогия закона). При отсутствии таких норм права и обязанности членов семьи определяются исходя из общих начал и принципов семейного или гражданского права (аналогия права), а также принципов гуманности, разумности и справедливости.
Семейное законодательство периодически обновляется: появляются новые нормы семейного права, а ранее действовавшие прекращают свое существование; вносятся изменения и дополнения в действующее законодательство. Действие семейного законодательства во времени подчиняется общим правилам: новые нормативно-правовые акты обратной силы не имеют и распространяются только на те отношения, которые возникают после введения в действие новых актов.
Субъектами государственной семейной политики выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, юридические и физические лица. Порядок и условия участия указанных органов в реализации государственной семейной политики, включая участие в разработке и принятии соответствующих нормативных правовых актов, требуют своего нормативного закрепления в ближайшей перспективе.
Чем выше уровень систематизации и упорядоченности семейного законодательства, тем меньше возможностей для его произвольного толкования, а значит, для правовых споров и конфликтов. В конечном итоге повышается уровень защищенности всех субъектов семейного права.
Современное состояние ипотечного рынка в России
Правовую основу ипотечного жилищного кредитования составляют федеральные (общероссийские) и местные нормативные правовые акты. Федеральную правовую базу ипотечного жилищного кредитования в настоящее время образуют: - Гражданский кодекс РФ (части первая, вторая и третья); - Федеральный закон от 16 и ...
Анализ системы
муниципального имущества в г. Краснодаре
В настоящий момент муниципалитеты выступают скорее в роли менеджеров или управленцев той или иной территории, задачами которых является организация процесса производств необходимых этой территории благ, с привлечением всех заинтересованных субъектов местного хозяйства. Эта деятельность не может быт ...
Порядок и сроки дознания
Порядок производства дознания законодателем определен в ст.223 УПК РФ, которая и составляет основу гл.32 Кодекса "Дознание". Предварительное расследование в форме дознания производится в общем порядке, установленном для предварительного следствия. Дознаватель при принятии решения по делу, ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.