Понимание сущности административно-правового регулирования производства и оборота алкогольной продукции неоднозначно в юридической литературе. Проблемы с определением сущности административно-правового регулирования обусловлены как отсутствием единого понятийно-категориального аппарата, так и антагонистическими взглядами ученых и практиков на характер административно-правового регулирования алкогольного рынка, обусловленными различным пониманием конституционных норм о свободе предпринимательства.
Некоторые представители предпринимательских структур отрицают необходимость административно-правового регулирования производства и оборота алкогольной продукции, полагая, что правила осуществления указанной деятельности достаточно подробно определены нормами гражданского законодательства. Установление государством специальных правил ведения алкогольного бизнеса является излишним, ведет к дублированию или коллизиям норм административного и гражданского права, а в некоторых случаях ограничивает сферу действий участников алкогольного бизнеса, чем нарушает принцип свободы предпринимательства, провозглашенный Конституцией Российской Федерации.
Нередко бизнесмены подвергают критике те или иные акции либо программы государства по регулированию алкогольного бизнеса, считая их затрудняющими эффективное осуществление предпринимательской деятельности и мешающими гармоничному развитию алкогольного рынка. Как отмечали Флитчер А. Ли и Росс Бернард Х., никто не любит, когда его деятельность регулируют; более того, государственное регулирование противоречит философии свободного предпринимательства.
По мнению других специалистов, административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности является не только целесообразным, но и необходимым элементом современной экономической жизни. Алкогольный рынок не может функционировать без определенных нормативов, правил, которые организуют рынок, помогают его контролировать, создают условия для реализации экономических прав участников предпринимательских правоотношений. Полное отсутствие административно-правового регулирования затрудняет гармоничное функционирование рынка алкогольной продукции, создает условия для его криминализации, ведет к хаосу.
С другой стороны, эффективное функционирование алкогольного рынка не только обеспечивает реализацию личных интересов участников алкогольного бизнеса, связанных с извлечением максимально возможной прибыли от производства и оборота алкогольной продукции, но и служит интересам и потребностям всего общества и государства. Интересы потребителей алкогольной продукции выражаются в хорошем качестве и невысокой стоимости алкогольной продукции, а государственные интересы - в фискальной составляющей. Ни одно государство, независимо от его идейно-политической ориентации, не может оставаться безучастным к тому, как исправно функционирует алкогольный бизнес, важный сектор экономики любой страны. Административно-правовое регулирование производства и оборота алкогольной продукции при таких условиях служит средством обеспечения интересов личности, общества, государства, а также интересов предпринимательских структур.
Несмотря на признанную необходимость административно-правового регулирования производства и оборота алкогольной продукции, мнения специалистов о степени регулирующего воздействия на алкогольную сферу отличаются.
Одни специалисты придерживаются позиции жесткого администрирования алкогольного бизнеса вплоть до установления государственной монополии на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В таком случае административно-правовое регулирование связывается с властным воздействием государства на общественные отношения, направленным на первостепенное обеспечение государственных и личных интересов и исключающим из числа приоритетов интересы предпринимательских структур в построении государственной модели административно-правового регулирования алкогольного рынка. Сущность административно-правового регулирования выражается в установлении правил осуществления производства и оборота алкогольной продукции, осуществлении контроля за соблюдением указанных правил, а также непосредственном участии государства в предпринимательской деятельности, при котором государственные организации наделяются монопольными правами на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, предметом которой выступает алкогольная продукция.
Другие специалисты (сторонники либерального направления административно-правового регулирования) поддерживают позицию ограниченного вмешательства государства в дела алкогольного бизнеса, отдавая приоритет регулирующей роли государства в функционировании алкогольного рынка и обосновывая целесообразность непосредственного вмешательства государства в предпринимательскую деятельность по производству и обороту алкогольной продукции, в том числе путем установления государственной монополии, исключительными мерами, обусловленными невозможностью воздействия на алкогольный рынок с помощью регулирующих рычагов.
Понятие и способы толкования права
Толкование права – это сложная познавательная деятельность субъектов (органов государства, должностных лиц, общественных организаций, граждан, специалистов-практиков, ученых и др.), направленная на надлежащее уяснение содержания норм и их разъяснение. Цель толкования – правильное, точное и единообр ...
Римское право, его значение в истории правового развития человечества и в современной
юриспруденции
Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир. Зародилось оно в далекой глубине времен—тогда, когда Рим представлял еще едва заметное пятно на территории земного шара, маленькую общину среди многих других п ...
Обычаи и деловые обыкновения в международной
практике поставки товаров
Важным источником норм, регулирующих международную торговлю, а равно и иные международные частно-правовые отношения, являются обычаи и обыкновения. Особое значение этих источников правового регулирования предопределяется тем, что они представляют собой неформализованные правила поведения, в отличие ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.