Понимание сущности административно-правового регулирования производства и оборота алкогольной продукции неоднозначно в юридической литературе. Проблемы с определением сущности административно-правового регулирования обусловлены как отсутствием единого понятийно-категориального аппарата, так и антагонистическими взглядами ученых и практиков на характер административно-правового регулирования алкогольного рынка, обусловленными различным пониманием конституционных норм о свободе предпринимательства.
Некоторые представители предпринимательских структур отрицают необходимость административно-правового регулирования производства и оборота алкогольной продукции, полагая, что правила осуществления указанной деятельности достаточно подробно определены нормами гражданского законодательства. Установление государством специальных правил ведения алкогольного бизнеса является излишним, ведет к дублированию или коллизиям норм административного и гражданского права, а в некоторых случаях ограничивает сферу действий участников алкогольного бизнеса, чем нарушает принцип свободы предпринимательства, провозглашенный Конституцией Российской Федерации.
Нередко бизнесмены подвергают критике те или иные акции либо программы государства по регулированию алкогольного бизнеса, считая их затрудняющими эффективное осуществление предпринимательской деятельности и мешающими гармоничному развитию алкогольного рынка. Как отмечали Флитчер А. Ли и Росс Бернард Х., никто не любит, когда его деятельность регулируют; более того, государственное регулирование противоречит философии свободного предпринимательства.
По мнению других специалистов, административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности является не только целесообразным, но и необходимым элементом современной экономической жизни. Алкогольный рынок не может функционировать без определенных нормативов, правил, которые организуют рынок, помогают его контролировать, создают условия для реализации экономических прав участников предпринимательских правоотношений. Полное отсутствие административно-правового регулирования затрудняет гармоничное функционирование рынка алкогольной продукции, создает условия для его криминализации, ведет к хаосу.
С другой стороны, эффективное функционирование алкогольного рынка не только обеспечивает реализацию личных интересов участников алкогольного бизнеса, связанных с извлечением максимально возможной прибыли от производства и оборота алкогольной продукции, но и служит интересам и потребностям всего общества и государства. Интересы потребителей алкогольной продукции выражаются в хорошем качестве и невысокой стоимости алкогольной продукции, а государственные интересы - в фискальной составляющей. Ни одно государство, независимо от его идейно-политической ориентации, не может оставаться безучастным к тому, как исправно функционирует алкогольный бизнес, важный сектор экономики любой страны. Административно-правовое регулирование производства и оборота алкогольной продукции при таких условиях служит средством обеспечения интересов личности, общества, государства, а также интересов предпринимательских структур.
Несмотря на признанную необходимость административно-правового регулирования производства и оборота алкогольной продукции, мнения специалистов о степени регулирующего воздействия на алкогольную сферу отличаются.
Одни специалисты придерживаются позиции жесткого администрирования алкогольного бизнеса вплоть до установления государственной монополии на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В таком случае административно-правовое регулирование связывается с властным воздействием государства на общественные отношения, направленным на первостепенное обеспечение государственных и личных интересов и исключающим из числа приоритетов интересы предпринимательских структур в построении государственной модели административно-правового регулирования алкогольного рынка. Сущность административно-правового регулирования выражается в установлении правил осуществления производства и оборота алкогольной продукции, осуществлении контроля за соблюдением указанных правил, а также непосредственном участии государства в предпринимательской деятельности, при котором государственные организации наделяются монопольными правами на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, предметом которой выступает алкогольная продукция.
Другие специалисты (сторонники либерального направления административно-правового регулирования) поддерживают позицию ограниченного вмешательства государства в дела алкогольного бизнеса, отдавая приоритет регулирующей роли государства в функционировании алкогольного рынка и обосновывая целесообразность непосредственного вмешательства государства в предпринимательскую деятельность по производству и обороту алкогольной продукции, в том числе путем установления государственной монополии, исключительными мерами, обусловленными невозможностью воздействия на алкогольный рынок с помощью регулирующих рычагов.
Виды конституционно-правовых
отношений
Своеобразие предмета конституционного права, многообразие видов его норм порождают и различные виды конституционно-правовых отношений. Рассмотрим различные основания, по которым классифицируются данные отношения. 1) В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений. Выделяют: ...
Казённые предприятия. Особенности банкротства казённых предприятий
Казенное предприятие является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления. В соответствии с Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", унитарной признается коммерческая организация, не наделенная пр ...
Как стать арбитражным управляющим
В соответствии с действующим законодательством арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) - гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных уста ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.