Юриспруденция » Государственное регулирование оборота алкогольной продукции в Челябинской области » Административно-правовое регулирование оборота алкогольной продукции в Российской Федерации

Административно-правовое регулирование оборота алкогольной продукции в Российской Федерации

Страница 3

Термин административно-правовое регулирование в законодательстве, определяющем правила осуществления производства и оборота алкогольной продукции, не используется. Основным нормативным правовым актом, определяющим правовые основы производства и оборота алкогольной продукции, является Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ). Принятые в соответствии с Федеральным законом N 171-ФЗ подзаконные нормативные правовые акты также оперируют термином государственное регулирование.

Вместе с тем анализ Федерального закона N 171-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что государственное регулирование может рассматриваться в более широком смысле, включая в свое содержание не только подзаконную деятельность исполнительно-распорядительного характера, но и законотворческий процесс, а также правоприменительную деятельность судебных органов.

По смыслу Федерального закона N 171-ФЗ, сущностными моментами государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции выступают установление правил предпринимательской деятельности на алкогольном рынке, осуществление контроля за соблюдением указанных правил, принятие мер правового воздействия в отношении участников алкогольного бизнеса, допускающих нарушения, а также защита прав предпринимательских структур в судебном и внесудебном порядке.

Правила осуществления производства и оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом N 171-ФЗ. Указанным Законом также определяется круг вопросов в области предпринимательской деятельности участников алкогольного рынка, регулирование которых может осуществляться только с помощью федеральных законов.

Так, в соответствии со статьей 4 Федерального закона N 171-ФЗ государственная монополия на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации может вводиться федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ ограничения, касающиеся производства и оборота алкогольной продукции, могут устанавливаться только федеральным законом.

В соответствии со статьей 105 Конституции Российской Федерации принятие федеральных законов осуществляется Государственной Думой. Во исполнение положений Федерального закона N 171-ФЗ Правительство Российской Федерации и иные органы исполнительной власти уполномочены принимать подзаконные нормативные акты по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Так, по смыслу Федерального закона N 171-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждаются:

- перечень видов основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (абзац 5 пункта 2 статьи 8);

- порядок представления организациями уведомлений, подтверждающих поставки и закупки этилового спирта и спиртосодержащей продукции, а также их форма (пункт 5 статьи 9);

- порядок осуществления государственного контроля за процессом денатурации (введения денатурирующих веществ) этилового спирта и спиртосодержащей непищевой продукции (пункт 3 статьи 10.1);

- общие требования к средствам укупорки потребительской тары алкогольной продукции (пункт 4 статьи 11);

- требования к образцам федеральных специальных марок и акцизных марок (пункт 4 статьи 12) и иные правила в сфере производства и оборота алкогольной продукции.

Регулирующее воздействие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и иных органов исполнительной власти на правоотношения в области производства и оборота алкогольной продукции проявляется в форме одностороннего и властного установления в соответствии с Федеральным законом N 171-ФЗ правил поведения, являющихся обязательными для исполнения участниками предпринимательской деятельности, которым они адресованы.

Аналогичные признаки (властность, односторонность, обязательность) характеризуют результаты законотворчества как регулирующего воздействия органов законодательной власти на правоотношения, возникающие в сфере производства и оборота алкогольной продукции.

Таким образом, определяя деятельность по установлению правил поведения на рынке алкогольной продукции в качестве сущностной характеристики государственного регулирования, субъектами регулирующего воздействия следует признавать не только органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование с помощью подзаконного нормотворчества и иных мер властного воздействия исполнительно-распорядительного характера, но и органы законодательной власти, осуществляющие организующее, регулирующее воздействие посредством принятия федеральных законов.

Деятельность органов судебной власти также способна оказывать регулирующее воздействие на предпринимательскую деятельность участников рынка алкогольной продукции. Регулирование производства и оборота алкогольной продукции может осуществляться судебными органами путем разрешения спорных правоотношений, определения модели правомерного поведения участников алкогольного бизнеса и государственных органов, принятия мер судебного воздействия к лицам, нарушившим законодательство, и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Соотношение системы права и системы законодательства
Система права и система законодательства выступают как два основополагающих момента права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Содержание находит свое выражение в форме, которая выступает способом существования и выражения содержания. Система права – это внутренняя структура права, ...

Понятие и признаки права
Право, как и другие социальные нормы, представляет собой совокупность, систему правил поведения. Приоритет права над другими социальными нормами объясняется прежде всего тем, что оно устанавливается государством, его органами, призванными осуществлять управление делами общества. Право представляет ...

Классификация административно-правовых актов управления
Административно-правовые акты необходимо классифицировать по следующим основаниям: 1. По юридическим свойствам - нормативные, индивидуальные, общего значения, смешанного характера. Нормативные административно-правовые акты содержат в себе нормы права. Они принимаются с целью регулирования однотипны ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru