Термин административно-правовое регулирование в законодательстве, определяющем правила осуществления производства и оборота алкогольной продукции, не используется. Основным нормативным правовым актом, определяющим правовые основы производства и оборота алкогольной продукции, является Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ). Принятые в соответствии с Федеральным законом N 171-ФЗ подзаконные нормативные правовые акты также оперируют термином государственное регулирование.
Вместе с тем анализ Федерального закона N 171-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что государственное регулирование может рассматриваться в более широком смысле, включая в свое содержание не только подзаконную деятельность исполнительно-распорядительного характера, но и законотворческий процесс, а также правоприменительную деятельность судебных органов.
По смыслу Федерального закона N 171-ФЗ, сущностными моментами государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции выступают установление правил предпринимательской деятельности на алкогольном рынке, осуществление контроля за соблюдением указанных правил, принятие мер правового воздействия в отношении участников алкогольного бизнеса, допускающих нарушения, а также защита прав предпринимательских структур в судебном и внесудебном порядке.
Правила осуществления производства и оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом N 171-ФЗ. Указанным Законом также определяется круг вопросов в области предпринимательской деятельности участников алкогольного рынка, регулирование которых может осуществляться только с помощью федеральных законов.
Так, в соответствии со статьей 4 Федерального закона N 171-ФЗ государственная монополия на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации может вводиться федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ ограничения, касающиеся производства и оборота алкогольной продукции, могут устанавливаться только федеральным законом.
В соответствии со статьей 105 Конституции Российской Федерации принятие федеральных законов осуществляется Государственной Думой. Во исполнение положений Федерального закона N 171-ФЗ Правительство Российской Федерации и иные органы исполнительной власти уполномочены принимать подзаконные нормативные акты по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Так, по смыслу Федерального закона N 171-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждаются:
- перечень видов основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (абзац 5 пункта 2 статьи 8);
- порядок представления организациями уведомлений, подтверждающих поставки и закупки этилового спирта и спиртосодержащей продукции, а также их форма (пункт 5 статьи 9);
- порядок осуществления государственного контроля за процессом денатурации (введения денатурирующих веществ) этилового спирта и спиртосодержащей непищевой продукции (пункт 3 статьи 10.1);
- общие требования к средствам укупорки потребительской тары алкогольной продукции (пункт 4 статьи 11);
- требования к образцам федеральных специальных марок и акцизных марок (пункт 4 статьи 12) и иные правила в сфере производства и оборота алкогольной продукции.
Регулирующее воздействие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и иных органов исполнительной власти на правоотношения в области производства и оборота алкогольной продукции проявляется в форме одностороннего и властного установления в соответствии с Федеральным законом N 171-ФЗ правил поведения, являющихся обязательными для исполнения участниками предпринимательской деятельности, которым они адресованы.
Аналогичные признаки (властность, односторонность, обязательность) характеризуют результаты законотворчества как регулирующего воздействия органов законодательной власти на правоотношения, возникающие в сфере производства и оборота алкогольной продукции.
Таким образом, определяя деятельность по установлению правил поведения на рынке алкогольной продукции в качестве сущностной характеристики государственного регулирования, субъектами регулирующего воздействия следует признавать не только органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование с помощью подзаконного нормотворчества и иных мер властного воздействия исполнительно-распорядительного характера, но и органы законодательной власти, осуществляющие организующее, регулирующее воздействие посредством принятия федеральных законов.
Деятельность органов судебной власти также способна оказывать регулирующее воздействие на предпринимательскую деятельность участников рынка алкогольной продукции. Регулирование производства и оборота алкогольной продукции может осуществляться судебными органами путем разрешения спорных правоотношений, определения модели правомерного поведения участников алкогольного бизнеса и государственных органов, принятия мер судебного воздействия к лицам, нарушившим законодательство, и т.д.
Понятие и признаки механизма государства
Государство реально действует, проявляет себя только как система, как упорядоченная совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессион ...
Советская юриспруденция
С момента своего водворения Советская власть объявила себя властью рабочих и крестьян и декретами «О правилах приема в высшие учебные заведения», «О некоторых изменениях в составе и устройстве государственных ученых и высших учебных заведений» отменила в 1918 г. сложившиеся в подготовке юридических ...
Стадии законодательного процесса
Законодательный процесс как любой юридический процесс имеет свои стадии. Ими являются: внесение законопроекта или законопредложения (законоинициатива); обсуждение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях); принятие закона; санкционирование, промульгация и опубликование закона. З ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.