Юриспруденция » Государственное регулирование оборота алкогольной продукции в Челябинской области » Административно-правовое регулирование оборота алкогольной продукции в Российской Федерации

Административно-правовое регулирование оборота алкогольной продукции в Российской Федерации

Страница 3

Термин административно-правовое регулирование в законодательстве, определяющем правила осуществления производства и оборота алкогольной продукции, не используется. Основным нормативным правовым актом, определяющим правовые основы производства и оборота алкогольной продукции, является Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ). Принятые в соответствии с Федеральным законом N 171-ФЗ подзаконные нормативные правовые акты также оперируют термином государственное регулирование.

Вместе с тем анализ Федерального закона N 171-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что государственное регулирование может рассматриваться в более широком смысле, включая в свое содержание не только подзаконную деятельность исполнительно-распорядительного характера, но и законотворческий процесс, а также правоприменительную деятельность судебных органов.

По смыслу Федерального закона N 171-ФЗ, сущностными моментами государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции выступают установление правил предпринимательской деятельности на алкогольном рынке, осуществление контроля за соблюдением указанных правил, принятие мер правового воздействия в отношении участников алкогольного бизнеса, допускающих нарушения, а также защита прав предпринимательских структур в судебном и внесудебном порядке.

Правила осуществления производства и оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом N 171-ФЗ. Указанным Законом также определяется круг вопросов в области предпринимательской деятельности участников алкогольного рынка, регулирование которых может осуществляться только с помощью федеральных законов.

Так, в соответствии со статьей 4 Федерального закона N 171-ФЗ государственная монополия на производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации может вводиться федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ ограничения, касающиеся производства и оборота алкогольной продукции, могут устанавливаться только федеральным законом.

В соответствии со статьей 105 Конституции Российской Федерации принятие федеральных законов осуществляется Государственной Думой. Во исполнение положений Федерального закона N 171-ФЗ Правительство Российской Федерации и иные органы исполнительной власти уполномочены принимать подзаконные нормативные акты по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Так, по смыслу Федерального закона N 171-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждаются:

- перечень видов основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (абзац 5 пункта 2 статьи 8);

- порядок представления организациями уведомлений, подтверждающих поставки и закупки этилового спирта и спиртосодержащей продукции, а также их форма (пункт 5 статьи 9);

- порядок осуществления государственного контроля за процессом денатурации (введения денатурирующих веществ) этилового спирта и спиртосодержащей непищевой продукции (пункт 3 статьи 10.1);

- общие требования к средствам укупорки потребительской тары алкогольной продукции (пункт 4 статьи 11);

- требования к образцам федеральных специальных марок и акцизных марок (пункт 4 статьи 12) и иные правила в сфере производства и оборота алкогольной продукции.

Регулирующее воздействие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и иных органов исполнительной власти на правоотношения в области производства и оборота алкогольной продукции проявляется в форме одностороннего и властного установления в соответствии с Федеральным законом N 171-ФЗ правил поведения, являющихся обязательными для исполнения участниками предпринимательской деятельности, которым они адресованы.

Аналогичные признаки (властность, односторонность, обязательность) характеризуют результаты законотворчества как регулирующего воздействия органов законодательной власти на правоотношения, возникающие в сфере производства и оборота алкогольной продукции.

Таким образом, определяя деятельность по установлению правил поведения на рынке алкогольной продукции в качестве сущностной характеристики государственного регулирования, субъектами регулирующего воздействия следует признавать не только органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование с помощью подзаконного нормотворчества и иных мер властного воздействия исполнительно-распорядительного характера, но и органы законодательной власти, осуществляющие организующее, регулирующее воздействие посредством принятия федеральных законов.

Деятельность органов судебной власти также способна оказывать регулирующее воздействие на предпринимательскую деятельность участников рынка алкогольной продукции. Регулирование производства и оборота алкогольной продукции может осуществляться судебными органами путем разрешения спорных правоотношений, определения модели правомерного поведения участников алкогольного бизнеса и государственных органов, принятия мер судебного воздействия к лицам, нарушившим законодательство, и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Понятие и основные характеристики Торы
В иудейской традиции первые пять книг Ветхого Завета именуются Тора – "Учение", "Закон", или Торит Моше – "Учение Моисея", "Закон Моисеев", а также Хамиша Хум-шей Тора – "Пять частей Торы", или просто Хумаш – "Пятикнижие". Пятикнижие, то е ...

Институт морального вреда в советском праве
В сравнении с дореволюционным периодом, советское право в отношении регулирования защиты нематериальных благ можно охарактеризовать как период полной стагнации. Такое явление связано, главным образом, с социально-политическими устоями общества того времени; в частности, с такой точкой зрения, что « ...

Принципы трудового права
Под принципами трудового права следует понимать закрепленные в действующем законодательстве основополагающие руководящие начала (идеи), выражающие сущность норм трудового права и главные направления политики государства в области правового регулирования общественных отношений, связанных с функциони ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru