Юриспруденция » Прокурорский надзор деятельности по приему заявлений о преступлениях » Сущность, цели и задачи прокурорского надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях

Сущность, цели и задачи прокурорского надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях

Страница 4

Проверка заявлений и сообщений о преступлениях состоит не в сборе, проверке и оценке доказательств. Мы полагаем, что она заключается в особого рода собственно надзорной деятельности прокурора.

Разрешение заявлений и сообщений о преступлениях направлено на установление признаков преступления. На этапе разрешения заявления или сообщения о преступлении гарантирующая роль прокурора проявляется в обеспечении требований закона о своевременности разрешения, обоснованности принимаемых решений, соблюдении процессуальной формы и прав заявителей. Так как эта стадия наиболее скоротечна, она требует повышенной оперативности и доступности механизма обеспечения прав, т.е. прокурорского надзора.

В изучаемой сфере повсеместно происходят наиболее опасные и часто непоправимые нарушения прав граждан. Крайне важна защита прав и интересов заявителей о преступлениях. В связи с этим в законодательстве предусмотрен ряд гарантий: по субъекту (право обжалования), по форме выражения (защита, охрана прав), иные юридические гарантии. Наиболее актуальны такие аспекты обеспечения прав, как средства прокурорского надзора.

Прокурорский надзор, как гарантия защиты прав, имеет непосредственную задачу как предупреждение нарушений закона и прав заявителя, так и восстановления уже нарушенных прав, установления и предоставления мер и средств для их восстановления. Защита означает активное вмешательство в процесс реализации прав с целью устранения негативных моментов, восстановление в случае нарушений. Охрана: возможность влиять правовыми средствами на степень ответственности виновных должностных лиц и органов в случаях, когда их действия или бездействия препятствуют нормальному осуществлению прав, участи органов прокуратуры в совершенствовании законодательства. Надзорная практика показывает, что гарантий у заявителей очень мало.

Прокурор полномочен инициативно выявлять и реагировать не только на незаконные индивидуальные решения, действия, но и на те, что затрагивают права и интересы неограниченного круга заявителей.

В связи с подачей заявления о преступлении заявитель вправе:

Заявлять органам, осуществляющим предварительное расследование, прокурору и суду об известном ему преступлении любым доступным для себя способом;

Быть осведомленным должностным лицом либо органом о принявшем заявлении о преступлении, о правах и обязанностях заявителя, порядке разрешения заявления, а также обжалования действий и решений по заявлению;

Знакомиться с материалами проверки по заявлению, затрагивающим его права и интересы, в случае принятия по заявлению решения об отказе в возбуждении уголовного дела;

Получать от государства в порядке, предусмотренном законом, возмещение вреда, причиненного незаконными действиями и решениями органов или должностных лиц при разрешении заявления;

Обжаловать в порядке, предусмотренном законов, действия и решения органов или должностных лиц, разрешающих заявление, прокурору либо в суд, отозвать свою жалобу.

Обязан:

Являться по требованию органа или должностного лица, разрешающего заявление о преступлении, а также прокурора;

Дать объяснение по существу заявления или жалобы;

Предоставить имеющиеся у него документы, предметы, подтверждающие сведения, изложенные в заявлении либо указать на них, а также на лиц, ими располагающих.

На заявителе лежит бремя предоставления доказательств обоснования заявления или жалобы. Это значительно повышает его ответственность.

В общей характеристике надзора также следует остановиться на краткой характеристике заявления и сообщения о преступлении.

Уголовное судопроизводство начинается с момента получения сообщения о преступлении.

Надзор за соблюдением требований закона при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях продолжает оставаться одним из приоритетных направлений деятельности прокурора. Ежегодно по России в правоохранительные органы поступает огромное количество заявлений о преступлениях и иных происшествиях.

УПК РФ значительно расширил нормы, регламентирующие порядок приема и проверки сообщений о преступлениях. Прием, регистрация, проверка и разрешение сообщений о преступлениях стали носить более формализованный характер. Эти действия подверглись детальной, по мнению законодателя, регламентации. Однако применение норм в гл. 19 УПК существенно затруднено возможностью их неоднозначного толкования и, следовательно, применения.

Сообщение о преступлении - это заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления, оформляемые процессуальными документами, предусмотренными ч.2 ст.20, ст.141-143 УПК РФ. Около 90% всех заявлений и сообщений о преступлениях поступают в органы внутренних дел.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Система органов исполнительной власти и их правовое положение
Теперь, зная необходимый материал о системе органов исполнительной власти, необходимо изучить, правовое положение органов исполнительной власти, что сформирует полную картину об органах исполнительной власти. Президент РФ, согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, является главой государства и не входит ...

Классификация органов исполнительной власти:
По характеру компетенции: Органы общей компетенции - несут ответственность за положение дел в соответствующем государстве, области, крае, городе федерального значения, округе, административно-территориальной единице, они руководят многими видами отраслевой и функциональной компетенции, работу котор ...

Социально-партнерские соглашения
Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотрас ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru