Цели: обеспечение верховенства закона; обеспечение единства и укрепления законности; обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.
Задачи: обеспечение возможности использовать права и свободы в соответствии с их значением; обеспечение выполнения субъектами правоотношений своих обязанностей; правильное и единообразное понимание и применение законов.
Переходя к вопросу о понимании предмета прокурорского надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, отметим, что он не получил своего законодательного закрепления. Так как предмет тесно связан с сущностью, целями и задачами надзора, полагаем, необходимо подробно охарактеризовать эту связь.
Ст.29 ФЗ «О прокуратуре РФ» определяется предмет надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. Предмет надзора - обеспечение законности решений, принимаемых органами дознания и предварительного следствия. Данное положение лишь частично характеризует предмет прокурорского надзора за обозначенными правоохранительными органами.
В предмет прокурорского надзора за органами, осуществляющими данные виды деятельности, входит законность производства всех процессуальных действий следователя и органа дознания. Понятие "законность решений, принимаемых органами дознания и предварительного следствия", включает в себя исполнение требований закона при принятии органами дознания и предварительного следствия всех без исключения процессуальных решении, вне зависимости от того, требуется получение санкции прокурора и возможно ли обжалование принятого решения в суд.
Предметом прокурорского надзора является законность в целом всей деятельности органов дознания и предварительного следствия, можно выделить основные моменты досудебных стадий уголовного процесса, где предметом прокурорского надзора будет являться законность важнейших действий и процессуальных решений следователя и органа дознания. К ним относятся, в том числе и законность разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, возбуждения и отказа в возбуждении уголовных дел.
В ведомственных актах Генеральной прокуратуры РФ обращается внимание на необходимость единого подхода к организации прокурорского надзора за исполнением законов всеми органами. С момента поступления заявления или сообщения о противоправном деянии, которое в соответствии с характеризующими его признаками, говорит о наличии преступления, прокурорами обеспечивается безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности, до принятия окончательного решения. Например, проверки законности решения об отказе в возбуждении уголовного дела.
Если говорить о нормативном закреплении гарантий законности и обеспечения прав граждан в деятельности, конкретно взятого органа, например, полиции, то заключительный раздел закона «О полиции», в котором ст.52 говорит о том, что этот надзор осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
Порядку приема, регистрации, проверки и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях посвящена гл. 19 УПК РФ. Так, в соответствии со ст.144 УПК РФ следователь, дознаватель, орган дознания обязаны принимать и проверять заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, и своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством.
Надзорная деятельность прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса основывается на трех этапах работы с заявлениями, сообщениями о преступлениях:
1) прием, регистрация и проверка;
2) рассмотрение (разрешение);
3) принятие решения по вопросу о возбуждении уголовного дела.
По нашему мнению возможна иная вариация этапов:
Прием, регистрация;
Проверка, разрешение;
Принятие решения.
Прокурорский надзор необходим в равной мере на всех трех этапах. Если не принято на рассмотрение заявление или скрыто от регистрации заявление или сообщение о преступлении, то тем самым упускается возможность эффективного начала предусмотренной законом деятельности по предварительному расследованию совершенного преступления и осуществлению прокурорского надзора.
Полагаем, что необходимо раскрыть сущность каждого из действий, осуществляемых в ходе надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях.
По своей сути прием, регистрация, проверка и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях как виды деятельности состоят в том, что:
- специально уполномоченный законов субъект устанавливает наличие или отсутствие оснований или поводов к возбуждению уголовного дела, принимает решение о начале уголовного производства, определяет субъект к подследственности, все это формулируется в процессуальной форме.
Особенности банковского аудита
Аудит – это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятий, банков, организаций, учреждений и других субъектов рыночных отношений. Цель аудита – решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обя ...
Условия наступления гражданско-правовой
ответственности в виде возмещения убытков
Общим условием для наступления гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков являются имущественные потери (вредоносный результат), а под гражданско-правовой ответственностью в виде возмещения убытков следует понимать динамическое проявление убытков ("возмещение убытков"), ...
Происхождение государства. Многообразие теорий. Определение и признаки
государства
Государство – политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе общественного развития и представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества. Для наилучшего понимания природы государства следует начинать с истории, а, точнее, предыстории г ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.