Юриспруденция » Прокурорский надзор деятельности по приему заявлений о преступлениях » Сущность, цели и задачи прокурорского надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях

Сущность, цели и задачи прокурорского надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях

Страница 3

Цели: обеспечение верховенства закона; обеспечение единства и укрепления законности; обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.

Задачи: обеспечение возможности использовать права и свободы в соответствии с их значением; обеспечение выполнения субъектами правоотношений своих обязанностей; правильное и единообразное понимание и применение законов.

Переходя к вопросу о понимании предмета прокурорского надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, отметим, что он не получил своего законодательного закрепления. Так как предмет тесно связан с сущностью, целями и задачами надзора, полагаем, необходимо подробно охарактеризовать эту связь.

Ст.29 ФЗ «О прокуратуре РФ» определяется предмет надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. Предмет надзора - обеспечение законности решений, принимаемых органами дознания и предварительного следствия. Данное положение лишь частично характеризует предмет прокурорского надзора за обозначенными правоохранительными органами.

В предмет прокурорского надзора за органами, осуществляющими данные виды деятельности, входит законность производства всех процессуальных действий следователя и органа дознания. Понятие "законность решений, принимаемых органами дознания и предварительного следствия", включает в себя исполнение требований закона при принятии органами дознания и предварительного следствия всех без исключения процессуальных решении, вне зависимости от того, требуется получение санкции прокурора и возможно ли обжалование принятого решения в суд.

Предметом прокурорского надзора является законность в целом всей деятельности органов дознания и предварительного следствия, можно выделить основные моменты досудебных стадий уголовного процесса, где предметом прокурорского надзора будет являться законность важнейших действий и процессуальных решений следователя и органа дознания. К ним относятся, в том числе и законность разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, возбуждения и отказа в возбуждении уголовных дел.

В ведомственных актах Генеральной прокуратуры РФ обращается внимание на необходимость единого подхода к организации прокурорского надзора за исполнением законов всеми органами. С момента поступления заявления или сообщения о противоправном деянии, которое в соответствии с характеризующими его признаками, говорит о наличии преступления, прокурорами обеспечивается безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности, до принятия окончательного решения. Например, проверки законности решения об отказе в возбуждении уголовного дела.

Если говорить о нормативном закреплении гарантий законности и обеспечения прав граждан в деятельности, конкретно взятого органа, например, полиции, то заключительный раздел закона «О полиции», в котором ст.52 говорит о том, что этот надзор осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Порядку приема, регистрации, проверки и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях посвящена гл. 19 УПК РФ. Так, в соответствии со ст.144 УПК РФ следователь, дознаватель, орган дознания обязаны принимать и проверять заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, и своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством.

Надзорная деятельность прокурора на досудебных стадиях уголовного процесса основывается на трех этапах работы с заявлениями, сообщениями о преступлениях:

1) прием, регистрация и проверка;

2) рассмотрение (разрешение);

3) принятие решения по вопросу о возбуждении уголовного дела.

По нашему мнению возможна иная вариация этапов:

Прием, регистрация;

Проверка, разрешение;

Принятие решения.

Прокурорский надзор необходим в равной мере на всех трех этапах. Если не принято на рассмотрение заявление или скрыто от регистрации заявление или сообщение о преступлении, то тем самым упускается возможность эффективного начала предусмотренной законом деятельности по предварительному расследованию совершенного преступления и осуществлению прокурорского надзора.

Полагаем, что необходимо раскрыть сущность каждого из действий, осуществляемых в ходе надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях.

По своей сути прием, регистрация, проверка и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях как виды деятельности состоят в том, что:

- специально уполномоченный законов субъект устанавливает наличие или отсутствие оснований или поводов к возбуждению уголовного дела, принимает решение о начале уголовного производства, определяет субъект к подследственности, все это формулируется в процессуальной форме.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Гражданско-правовая ответственность как правовая категория
Остановимся на наиболее часто воспроизводимых в юридических работах определения гражданско-правовой ответственности. Так, Е.Д. Егоров определяет гражданско-правовую ответственность как санкцию, применяемую к правонарушителю в виде возложения на него дополнительной гражданско-правовой обязанности ил ...

Понятие кредитного договора
В соответствии с пунктом 1 ст. 819 ГК по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства, т.е. кредит заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик – возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. ...

Управленческий критерий определения аффилированных лиц
Исходя из управленческого критерия отнесения тех или иных лиц к аффилированным лицам хозяйственного общества белорусский законодатель называет в качестве таковых следующие группы лиц: - члены совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества. Отнесение указанных лиц к аффилированны ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru