Прокурорский надзор занимает одно из центральных мест в государстве, конституция которого провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Стоит отметить, что в основном законе страны нет полноценной главы, посвященной такой системе как органы прокуратуры. Лишь статья 129 Конституции РФ дает определение прокуратуры и раскрывает некоторые основные признаки.
Надзор – это одна из форм деятельности государственных органов по обеспечению законности. В толковом словаре надзор – это наблюдение с целью присмотра, проверки. Юридический словарь дает определение прокурорскому надзору, который является осуществляемым органами прокуратуры надзором за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзором за соблюдением этими органами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прав и свобод человека и гражданина; надзором за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзором за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Это один из важнейших видов правоохранительной деятельности государства. Под прокурорским надзором можно понимать осуществляемую от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц - прокуроров по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов путем своевременного выявления и принятия мер к установлению их нарушений, привлечения виновных к ответственности. Прокурорский надзор является лишь одним из направлений прокурорской деятельности. Прокурорский надзор – это вид деятельности специально уполномоченных органов государственной власти – органов прокуратуры, осуществляемой от имени РФ в целях установления состояния соблюдения Конституции РФ и законов, действующих на территории РФ и принятия мер к восстановлению нарушенной законности, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности, осуществляемой с использованием установленных законом полномочий прокуратуры и правовых средств их выполнения.
Прокурорский надзор в указанной сфере — это действия соответствующих прокуроров в досудебной стадии уголовного процесса в пределах их компетенции с использованием предоставленных им законом полномочий по обеспечению законности при расследовании преступлений.
Прокурорский надзор за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях является одним из основных направлений надзорной деятельности прокуратуры на досудебных стадиях уголовного процесса. Вместе с тем осуществление такого надзора является частью содержания такой деятельности прокурора. Прокурор обязан обеспечивать постоянный надзор за соблюдением законов всеми органами, независимо от их ведомственной подчиненности, для чего уголовно-процессуальный закон наделил его властно-распорядительными полномочиями, в том числе рядом полномочий, принадлежащих только ему.
Изучаемое направление прокурорского надзора не имеет собственного правового регулирования, закрепленного в нормах Закона о прокуратуре, однако оно отражено в УПК РФ и нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность правоохранительных и иных органов.
Деятельность прокурора направлена на соблюдение прав и свобод человека и гражданина в условиях причастности их к производству по уголовным делам на всех досудебных стадиях, в том числе при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях. Не только решается задача реального обеспечения соблюдения конституционных прав и свобод граждан, но и обеспечивается защита интересов общества и государства в части исполнения требования закона о том, чтобы ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности. Поэтому главным признаком, раскрывающим суть данного вида прокурорской деятельности, является реальное обеспечение формами и средствами прокурорского надзора прав и законных интересов. Прокурор наделен целым рядом правовых возможностей, с помощью которых обеспечивается законность приема, регистрации, проверки и разрешении сообщений о преступлениях. В практическом плане деятельность органов прокуратуры при обеспечении обозначенных функций является правозащитной.
Признаками данного направления деятельности являются: обеспечение точного и безусловного исполнения поднадзорными органами законов по принятию мер предупреждения и пресечения совершенных и готовящихся преступлений, выявлению и привлечению к ответственности лиц, виновных в совершении преступных посягательств.
Объект и объективная сторона незаконного
предпринимательства
В качестве объекта незаконного предпринимательства выступают общественные отношения, регулирующие нормальное, в соответствии с установленными правилами, функционирование сферы предпринимательской деятельности, задачами которой является обеспечение общества в целом и отдельных его потребителей необх ...
Особенности допроса подсудимого
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 74 УПК РФ, части 1 статьи 77 УПК РФ к показаниям обвиняемого законодатель относит сведения, сообщенные им на допросе, проведенном в ходе досудебного производства по уголовному делу или в суде в соответствии с требованиями статей 173, 174, 187 – 190 и 275 УП ...
Юр обязательная сила межд права
Юр обязательная сила - необходимое качество межд права, кот регулирует межд отношения присущим праву методом. Соглашение государств придает юр обязательную силу не только отдельному договору, отдельной норме, но и межд праву в целом. Это находит выражение в принципе добросовестного выполнения обяза ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.