Прокурорский надзор занимает одно из центральных мест в государстве, конституция которого провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Стоит отметить, что в основном законе страны нет полноценной главы, посвященной такой системе как органы прокуратуры. Лишь статья 129 Конституции РФ дает определение прокуратуры и раскрывает некоторые основные признаки.
Надзор – это одна из форм деятельности государственных органов по обеспечению законности. В толковом словаре надзор – это наблюдение с целью присмотра, проверки. Юридический словарь дает определение прокурорскому надзору, который является осуществляемым органами прокуратуры надзором за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзором за соблюдением этими органами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций прав и свобод человека и гражданина; надзором за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзором за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Это один из важнейших видов правоохранительной деятельности государства. Под прокурорским надзором можно понимать осуществляемую от имени государства деятельность специально уполномоченных должностных лиц - прокуроров по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов путем своевременного выявления и принятия мер к установлению их нарушений, привлечения виновных к ответственности. Прокурорский надзор является лишь одним из направлений прокурорской деятельности. Прокурорский надзор – это вид деятельности специально уполномоченных органов государственной власти – органов прокуратуры, осуществляемой от имени РФ в целях установления состояния соблюдения Конституции РФ и законов, действующих на территории РФ и принятия мер к восстановлению нарушенной законности, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности, осуществляемой с использованием установленных законом полномочий прокуратуры и правовых средств их выполнения.
Прокурорский надзор в указанной сфере — это действия соответствующих прокуроров в досудебной стадии уголовного процесса в пределах их компетенции с использованием предоставленных им законом полномочий по обеспечению законности при расследовании преступлений.
Прокурорский надзор за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях является одним из основных направлений надзорной деятельности прокуратуры на досудебных стадиях уголовного процесса. Вместе с тем осуществление такого надзора является частью содержания такой деятельности прокурора. Прокурор обязан обеспечивать постоянный надзор за соблюдением законов всеми органами, независимо от их ведомственной подчиненности, для чего уголовно-процессуальный закон наделил его властно-распорядительными полномочиями, в том числе рядом полномочий, принадлежащих только ему.
Изучаемое направление прокурорского надзора не имеет собственного правового регулирования, закрепленного в нормах Закона о прокуратуре, однако оно отражено в УПК РФ и нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность правоохранительных и иных органов.
Деятельность прокурора направлена на соблюдение прав и свобод человека и гражданина в условиях причастности их к производству по уголовным делам на всех досудебных стадиях, в том числе при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях. Не только решается задача реального обеспечения соблюдения конституционных прав и свобод граждан, но и обеспечивается защита интересов общества и государства в части исполнения требования закона о том, чтобы ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности. Поэтому главным признаком, раскрывающим суть данного вида прокурорской деятельности, является реальное обеспечение формами и средствами прокурорского надзора прав и законных интересов. Прокурор наделен целым рядом правовых возможностей, с помощью которых обеспечивается законность приема, регистрации, проверки и разрешении сообщений о преступлениях. В практическом плане деятельность органов прокуратуры при обеспечении обозначенных функций является правозащитной.
Признаками данного направления деятельности являются: обеспечение точного и безусловного исполнения поднадзорными органами законов по принятию мер предупреждения и пресечения совершенных и готовящихся преступлений, выявлению и привлечению к ответственности лиц, виновных в совершении преступных посягательств.
Порядок усыновления ребенка
Статья 20 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 123 Семейного кодекса РФ устанавливают, что приоритетной формой устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, является передача его на воспитание в семью, в частности на усыновление (удочерение). Вступивший в силу с 1 марта 1996 г. Се ...
Исчисление и уплата налога
на имущество физических лиц
Исчисление налогов производится налоговыми органами. В г.Усть-Илимске исчисление налога на имущество физических лиц производится Межрайонной ИФНС России № 9 по Иркутской области. Сумма налога на имущество физических лиц равна произведению инвентаризационной стоимости этого имущества на ставку налог ...
Условия
возникновения гражданской ответственности по компенсации морального вреда
Согласно ст.12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда. В соответствии с п.1 ст.1099 ГК РФ, основания компенсации морального вреда определяются правилами, предусмотренными гл. 59 и ст. 151 ГК РФ. Это означает, что обязанность компенсации морального вре ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.