Юриспруденция » Прокурорский надзор деятельности по приему заявлений о преступлениях » Сущность, цели и задачи прокурорского надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях

Сущность, цели и задачи прокурорского надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях

Страница 5

Сообщения о преступлениях могут быть выражены в различных формах: устные и письменные заявления; явки с повинной, сделанные как в письменном, так и в устном виде; сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученные из других источников. Письменные заявления подписываются заявителем. Устные заявления заносятся в протокол, который подписывается лицом, принявшим заявление и заявителем. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или судебного разбирательства. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Устное заявление о явке с повинной – добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении – заносится в протокол в описанном выше порядке. Сообщения, полученные из иных источников информации, принимаются лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. Анонимные заявления о преступлении не являются поводом для возбуждения уголовного дела. Анонимные письма и заявления о преступлениях направляются прокурором в другие правоохранительные органы в зависимости от содержания обращений.

Сообщение о преступлении должно отвечать требованию проверяемости, т.е. в нем необходимой принадлежностью является указание на источник содержащейся в нем информации. Как правило, поступающие в правоохранительные органы сообщения о преступления, нуждаются в проверке – это сам по себе сложный и ответственный этап в их деятельности. Проверка должна проводиться в сжатые сроки с точным выдерживанием установленных законом параметров.

Под отказом в приеме сообщения о преступлении не следует понимать бездействие органа дознания, следователя и прокурора при поступлении сообщения о преступлении. Анализ норм УПК позволяет сделать вывод о том, что отказ в принятии сообщения о преступлении - самостоятельное процессуальное решение.

Прокурор должен следить за тем, чтобы не было отказов в принятии сообщений о преступлениях. При проверке необходимо обращать внимание на то, чтобы лицо, имеющее право осуществлять прием сообщения о преступлении, выдавало заявителю документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

Генеральный прокурор, придавая большое значение этому участку надзорной деятельности, требует от подчиненных ему прокуроров, своевременной проверки всех находящихся на рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, пресечения случаев проведения не вызванных необходимостью проверочных действий.

Прокурор должен также следить за тем, чтобы решения по сообщениям о преступлениях принимались в трехдневный срок, в случаях его продления руководителем следственного органа, начальником органа дознания – в десятидневный, а в исключительных случаях при продлении руководителем следственного органа, прокурором – в срок 30 суток.

Вся деятельность прокурора по надзору за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях отражается в соответствующих материалах, а также приобщаются принятые им решения.

Правовая основа указанных видов деятельности: Конституция РФ, федеральные законы, нормативные акты федерального уровня, регулирующие вопросы наиболее общего характера, ведомственные нормативные акты, определяющие тактику и методику, порядок реализации законодательства в условиях конкретных ситуаций и др. Основными являются УПК РФ и акты, издаваемые Генеральный прокурором РФ.

Исходя из вышеизложенного, полагаем, можно сделать вывод о том, что сущность, цели и задачи прокурорского надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях характеризуются следующими моментами:

- во-первых, они находятся в неразрывной связи с предметом и пределами надзора;

- во-вторых, на них базируется вся деятельность прокурора в указанной сфере:

- в-третьих, они позволяют понять, что являет собой изучаемое направление деятельности прокуратуры.

И, наконец, не имея представления о сущности надзора, его целях, задачах, невозможно дать исчерпывающую характеристику предмету надзора, его пределам, полномочиям прокурора и другим аспектам, входящим в предмет данного исследования.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Другое по теме:

Источники конституционного права
Источники отрасли конституционного права – это юридические формы (акты), в которых находят свое выражение конституционно-правовые нормы. Источники конституционного права России как отрасли: Конституция РФ; Федеральные конституционные законы; Федеральные законы; Акты референдума; Конституции республ ...

Юридическая конструкция как средство юридической техники
Юридическая техника – это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности. В зависимости от видов юридической деятельности различают законодательную (законотворческую, правотворческую, нормотворческую) т ...

Стадии и принципы назначения наказания при совокупности преступлений
Уголовное законодательство помимо общих начал содержит специальные правила назначения наказания за совершение нескольких преступлений. Эти правила регламентируют порядок назначения наказания за два вида совокупности: при одновременном и разновременном осуждении за два и более преступления. Процесс ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru