Сообщения о преступлениях могут быть выражены в различных формах: устные и письменные заявления; явки с повинной, сделанные как в письменном, так и в устном виде; сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученные из других источников. Письменные заявления подписываются заявителем. Устные заявления заносятся в протокол, который подписывается лицом, принявшим заявление и заявителем. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или судебного разбирательства. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос. Устное заявление о явке с повинной – добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении – заносится в протокол в описанном выше порядке. Сообщения, полученные из иных источников информации, принимаются лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. Анонимные заявления о преступлении не являются поводом для возбуждения уголовного дела. Анонимные письма и заявления о преступлениях направляются прокурором в другие правоохранительные органы в зависимости от содержания обращений.
Сообщение о преступлении должно отвечать требованию проверяемости, т.е. в нем необходимой принадлежностью является указание на источник содержащейся в нем информации. Как правило, поступающие в правоохранительные органы сообщения о преступления, нуждаются в проверке – это сам по себе сложный и ответственный этап в их деятельности. Проверка должна проводиться в сжатые сроки с точным выдерживанием установленных законом параметров.
Под отказом в приеме сообщения о преступлении не следует понимать бездействие органа дознания, следователя и прокурора при поступлении сообщения о преступлении. Анализ норм УПК позволяет сделать вывод о том, что отказ в принятии сообщения о преступлении - самостоятельное процессуальное решение.
Прокурор должен следить за тем, чтобы не было отказов в принятии сообщений о преступлениях. При проверке необходимо обращать внимание на то, чтобы лицо, имеющее право осуществлять прием сообщения о преступлении, выдавало заявителю документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.
Генеральный прокурор, придавая большое значение этому участку надзорной деятельности, требует от подчиненных ему прокуроров, своевременной проверки всех находящихся на рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, пресечения случаев проведения не вызванных необходимостью проверочных действий.
Прокурор должен также следить за тем, чтобы решения по сообщениям о преступлениях принимались в трехдневный срок, в случаях его продления руководителем следственного органа, начальником органа дознания – в десятидневный, а в исключительных случаях при продлении руководителем следственного органа, прокурором – в срок 30 суток.
Вся деятельность прокурора по надзору за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях отражается в соответствующих материалах, а также приобщаются принятые им решения.
Правовая основа указанных видов деятельности: Конституция РФ, федеральные законы, нормативные акты федерального уровня, регулирующие вопросы наиболее общего характера, ведомственные нормативные акты, определяющие тактику и методику, порядок реализации законодательства в условиях конкретных ситуаций и др. Основными являются УПК РФ и акты, издаваемые Генеральный прокурором РФ.
Исходя из вышеизложенного, полагаем, можно сделать вывод о том, что сущность, цели и задачи прокурорского надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях характеризуются следующими моментами:
- во-первых, они находятся в неразрывной связи с предметом и пределами надзора;
- во-вторых, на них базируется вся деятельность прокурора в указанной сфере:
- в-третьих, они позволяют понять, что являет собой изучаемое направление деятельности прокуратуры.
И, наконец, не имея представления о сущности надзора, его целях, задачах, невозможно дать исчерпывающую характеристику предмету надзора, его пределам, полномочиям прокурора и другим аспектам, входящим в предмет данного исследования.
Субъекты жилищных правоотношений
Участниками (субъектами) жилищных правоотношений могут являться граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования. Участниками жилищных правоотношений могут являться также иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, за иск ...
Национальное агентство инвестиций и приватизации Республики Беларусь - "одно окно" для иностранных инвесторов
В настоящее время во Всемирную ассоциацию агентств по содействию инвестициям (WAIPA) входит 249 агентств по содействию инвестициям из 158 стран мира, в числе которых есть бразильская ApexBrasil, корейская KOTRA, японская JETRO, австралийская Austrade, британская UKTI, польская Palilz и т.д. Ряд чле ...
Порядок предоставления ежегодного дополнительного отпуска
Особые природные характеристики Севера, действующие в отдельности или в совокупности, оказывают неблагоприятное влияние на здоровье северных работников. Известно, что необходимость дополнительного отпуска обусловлена физиологическими и гигиеническими факторами, а его продолжительность определялась ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.