Для того чтобы стать субъектом права и быть участником (стороной) тех или иных правоотношений, лицо или организация должны отвечать определенным, законодательно закрепленным требованиям. Наиболее важными из них, ключевыми требованиями являются требования обладания лицом или организацией правоспособности и дееспособности.
Правоспособность означает установленную законом способность лица или организации быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей. Она выступает в качестве первоначального условия, общей предпосылки к участию в правоотношениях. Наличие правоспособности означает наличие юридической возможности у лиц своими действиями порождать субъективные права и юридические обязанности.
Различают три основных вида правоспособности: общую, отраслевую и специальную.
Общая правоспособность — это способность любого лица или организации быть субъектом права как такового вообще. Она признается государством за лицами с момента их рождения.
Отраслевая правоспособность означает юридическую способность лица или организации быть субъектом той или иной отрасли права. В каждой отрасли права сроки ее наступления могут быть неодинаковы.
Специальная правоспособность — способность быть участником правоотношений, возникающих в связи с занятием определенных должностей (президент, судья, член парламента) или принадлежностью лица к определенным категориям субъектов права (работники ряда транспортных средств, правоохранительных органов и др.). Возникновение специальной правоспособности всегда требует выполнения особых условий.
В настоящее время правоспособность во всех странах рассматривается как всеобщий принцип, распространяется на всех граждан. Определенные ограничения устанавливаются лишь в отношении дееспособности граждан и организаций.
В отличие от правоспособности дееспособность представляет собой установленную законом способность лица — участника правоотношений своими непосредственными действиями приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности. Характер и объем дееспособности, как и правоспособности, определяются государством и закрепляются в различных нормативно-правовых актах. Основополагающее значение среди них имеют конституции. В силу этого дееспособность наряду с правоспособностью рассматривается не иначе как юридическое свойство.
Подобно правоспособности; дееспособность имеет исторический характер. Она обусловливается особенностями государственного строя и права, историческими, национальными и религиозными традициями, уровнем развития экономики и гражданского общества.
Дееспособность находится в тесной связи и взаимозависимости с правоспособностью. Вместе с последней она указывает на потенциальные возможности субъектов быть участниками различных правоотношений. Наличие ее является непременным условием для возникновения субъективных прав и юридических обязанностей.
У государственных и общественных органов и организаций - субъектов права, как правило, нет разрыва между правоспособностью и дееспособностью. Они возникают, реализуются и прекращаются одновременно. Что же касается граждан, то здесь дело обстоит иначе, поскольку правоспособность возникает и признается государством за человеком с момента его рождения, а полная дееспособность — с достижением им совершеннолетия.
Согласно, например, российскому законодательству полная дееспособность физических лиц наступает с 18-летнего возраста. По законодательству России в случае, когда допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает гражданскую дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.
Кроме того, по трудовому и гражданскому праву несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным называется эмансипацией. Она производится по решению органов опеки и попечительства с согласия родителей, усыновителей или попечителей, а если такого согласия нет, то только по решению суда.
Российское законодательство не признает добровольного - полного или частичного — отказа гражданина от правоспособности и дееспособности. Не признает оно и каких бы то ни было сделок, направленных на ограничение правоспособности или дееспособности. Они считаются ничтожными, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.
Признание лица полностью недееспособным допускается лишь в том случае, когда оно вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Недееспособность лица может устанавливаться только судом и в том порядке, который предусмотрен гражданско-процессуальным законодательством.
Характеристика личности осужденных, которым был изменен
вид исправительного учреждения в порядке уменьшения объема кары
Проблема личности человека всегда занимала одно из ведущих мест в развитии общественных наук. Личность преступника, личность осужденного входит составной частью в проблему личности. Тем не менее, среди философов и социологов встречаются точки зрения, признающих не всех членов общества личностями, а ...
Правотворческая деятельность органов исполнительной
власти субъектов РФ
Высшее должностное лицо субъекта Федерации издает правовые акты - указы (постановления) и распоряжения. Правовые акты издает также высший исполнительный орган государственной власти субъекта. Все они представляются в законодательный орган государственной власти субъекта. Последний вправе предложить ...
Содержание в дисциплинарной воинской части
Этот вид наказания был известен и прежнему УК РСФСР 1960 г., в котором он именовался направлением в дисциплинарный батальон. УК РФ 1996 г. расширил круг лиц, к которым может быть применен данный вид наказания. В соответствии со ст. 55 УК РФ содержание в дисциплинарной воинской части - наказание, ко ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.