Юриспруденция » Административная ответственность как один из видов юридической ответственности » Элементы состава административного правонарушения

Элементы состава административного правонарушения

Страница 2

По КоАП Республики Беларусь субъектами правонарушения могут быть физические и юридические лица. Об этом свидетельствует регламентация части 1 статьи 1.4. В ней записано, что «физическое или юридическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения на территории Республики Беларусь, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом». Обратим внимание на категоричность заявления законодателя о том, что юридическое лицо является субъектом правонарушения. Конечно, термин «юридическое лицо» для административно-деликтного права не приемлем. Он позаимствован из гражданского права (ст. 44 ГК Республики Беларусь) и употребляется в административно-деликтном. Юридическое лицо как таковое никаких действий совершать не может, а тем более деликтных деяний. Их совершает орган управления или его должностные лица, иные работники юридического лица. Таким образом, употребляя термин «юридическое лицо», следует иметь в виду лишь отдельный его компонент — орган управления или работника юридического лица.

В Особенной части КоАП также ряд статей называют юридическое лицо субъектом конкретного административного правонарушения. В отдельных статьях употребляется термин «банк», в других — «организация», в третьих — «наниматель», в четвертых — «орган». Так, в статье 11.24 записано: «Уклонение должностного лица государственного или иного органа управления или юридического лица от исполнения предписаний антимонопольных органов .», в статье 11.34 — «Превышение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем сроков проведения внешнеторговых операций». В статье 11.27 говорится о банке как субъекте правонарушения. Так, в части 1 записано: «Досрочная выплата банком процентов по вкладам (депозитам) юридических и физических лиц, а равно начисление и (или) выплата повышенных процентов работникам банка». Банк как субъект административного правонарушения назван.

Субъектом административного правонарушения является и индивидуальный предприниматель, когда он оговорен в диспозиции правовой нормы соответствующей статьи Особенной части КоАП. Так, в статье 11.7 наравне с другими лицами назван и предприниматель в качестве субъекта правонарушения. То же в статьях 11.16, 11.18. В статье 12.8 определяется лишь один субъект правонарушения — индивидуальный предприниматель. Эта статья является, по существу, единственной, когда индивидуальный предприниматель выступает единственным субъектом правонарушения. В ряде статей индивидуальный предприниматель указывается субъектом наравне с должностным или юридическим лицом. Бывает и так, что он, подобно юридическому лицу, не называется в диспозиции нормы. Чтобы определить, является ли индивидуальный предприниматель субъектом конкретного правонарушения, следует обратиться к санкции этой статьи. Если он фигурирует в качестве субъекта административной ответственности, то он, следовательно, является и субъектом правонарушения. Индивидуальный предприниматель не несет ответственности за чужую вину.

Таким образом, в соответствии с КоАП Республики Беларусь, к субъектам административного правонарушения относятся:

1) физические лица;

2) юридические лица в виде его органа, должностного лица или иного работника;

3) предприниматели.

Физическое лицо — это в первую очередь гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин и лицо без гражданства. Кроме того, КоАП к физическим лицам относит должностных лиц, иных работников юридического лица, несовершеннолетних и малолетних. Руководствуясь статьями Особенной части, можно назвать и иных лиц — это родители и лица, их заменяющие (ст. 9.4), член религиозной организации (ч. 4 ст. 9.9), кассир юридического лица (ст. 11.7), эмитенты (ст. 11.10), член органа управления банка (ст. 11.28), другие работники банка (ст. 11.30), нерезидент Республики Беларусь (ст. 11.35), резидент (ст. 11.41), экспортер, импортер (ст.ст. 11.50, 11.51), поставщик (исполнитель), государственный заказчик (ст. 12.5), служащий биржи (ст. 12.14), работник индивидуального предпринимателя (ст. 12.16), работник торговли (ст. 12.17), налоговый агент (ст.ст. 13.1, 13.4, 13.7, 13.8), уполномоченное лицо (16.4), медицинский работник (ст. 16.5), лицо, находящееся на воздушном судне (ст. 18.6), пешеход, лицо, управляющее велосипедом, гужевой повозкой, лицо, участвующее в дорожном движении и не управляющее транспортным средством (ст. 18.23), лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (ст. 18.25), представители административной власти (ст. 18.28), пассажиры (ст. 18.30), председатель, члены приемочной комиссии (21.6), инженер (ст. 21.8.), организатор собрания (ч. 2 ст. 23.34), свидетель, потерпевший (ст.ст. 24.4, 24.5), военнообязанный (ст. 25.6), призывник (ст. 25.7).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Объект и объективная сторона простого убийства
Простым принято называть убийство без квалифицирующих или привилегирующих признаков. Ответственность за него предусмотрена теперь ч. 1 ст. 105 УК РФ. Это основной состав убийства. Анализ состава простого убийства имеет значение и для других видов убийства, поэтому его можно считать анализом "у ...

Значение учета и регистрации муниципальной собственности
В целях построения грамотной концепции управления муниципальной собственностью администрации муниципального образования следует ответить на три главных вопроса: - чем управляет поселение, что предполагает составление полного перечня движимого и недвижимого имущества, муниципальных предприятий и учр ...

Социально-ответственные направления политики государства
Исполнение распределительной функции является одним из наиболее иллюстративных факторов эффективности деятельности государственного аппарата. Результаты вмешательства государства в экономику в данном случае носит более целенаправленный характер по сравнению с другими экономическими функциями госуда ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru